Как справиться с неудачей.
Сегодня снова запись из дневника начинающего художника — читателя и друга Валеры. Как ни странно, время написания заметки совпало с моей перепиской с девушкой, которую мучают те же сомнения…
Эта заметка родилась из цитаты: «Каждый удачный рисунок есть ширма, за которой спрятано множество неудачных попыток». Умом понять эту мысль легко, но что делать, когда собственная работа, будь то рисунок или живопись, словно назло не хотят получаться как надо? Вот несколько способов, которые помогут художнику одержать победу над разочарованием и продолжать рисовать несмотря на трудности.
1. Если не нравится, значит вы хотите лучше.
Часто художник смотрит на неудачу в своей работе как на личное поражение. Он поставил цель, но не смог ее достичь. Такой подход гарантирует разочарование, а то и потерю веры в себя. К счастью, думать так — ошибка, которую можно и нужно исправить.
Если вы смотрите на свою работу со вздохом разочарования, утешать вас я бы не стал. Мне бы захотелось вас поздравить! Именно так. Ведь если вам не нравится результат, то это значит, что вы хотите большего, вы не стоите на месте. Стремление к лучшему — это верный союзник художника и добрый знак. Серьезные художники не могут позволить себе не развиваться, они берутся за новое, неизведанное. И для них неудачные рисунки — естественная плата за повышение уровня своего мастерства. Если вам не нравится то, как вы рисуете сейчас, это значит только одно: вы знаете, как вам хочется научиться рисовать, и стремитесь к этому. Ваши ожидания всегда будут немного выше ваших умений. Это нормально. Временное разочарование в преследовании новой цели куда лучше, чем почивание на лаврах.
Добиваться профессионализма нелегко, новые вершины сами по себе не сдаются. Иногда после многих попыток нужный результат все равно не приходит. Что делать в таком случае? Во-первых, всегда помните, что никто не говорил, что должно получиться сразу с самого начала. Приступая к рисунку, я обычно говорю себе, что у меня минимум десять попыток. Или даже больше. Успех в рисунке приходит не от двойки к пятерке. Оттачивая навыки, переходишь сначала на отметку 3, потом на 4. Перед началом работы уверенность в своих силах важна, но не стоит забывать, что у вас как минимум десять попыток — и это только для начала.
Во-вторых, если вы чувствуете, что даже с приложенным усердием дело не двигается, попробуйте остановиться и пересмотреть свой подход. Многочисленное повторение ошибок не принесет пользы. Возможно, что дело пойдет успешнее, если вы спросите совета или поищете справочные материалы. Соберите побольше знаний. Грамотный совет поможет вам избежать потерь сил, и удовлетворение от своего достижения наступит быстрее.
2. Что именно не получилось?
В своих первых работах (натюрмортах) я нередко замечал, что какие-то предметы получаются неестественными. Первым впечатлением было: «вместо шара пятно какое-то вышло». Со временем я начал подходить к оценке удачных-неудачных сторон работы более конкретно. И тут же заметил положительный эффект. То, что удалось передать хорошо, меня радовало. А недостатки перестали быть абстрактными «не получилось», а стали вполне определенными моментами, которые я видел и впоследствие дорабатывал.
Уже после первых занятий в студии и самостоятельно я понял, что техника исполнения — это в какой-то степени интеллектуальный процесс. На первых порах постоянно следишь почти за каждым штрихом или мазком, пока не появится навык. Академический подход к рисунку помог мне понять, что художник, по сути, расставляет кирпичики, из которых строится вся работа. Каждый из этих кирпичиков можно оценить отдельно.
Неправильно говорить, что рисунок или живопись «не получились». Неудачным может быть какой-то отдельный элемент, сторона работы. Мне как начинающему художнику проще начинать рисовать со списком для проверки. Это небольшой перечень того, что нужно учесть, на что необходимо обратить внимание. Когда я смотрю свою законченную работу, то прохожусь по этому списку. И это дает довольно четкое понимание, что именно не вышло как надо. Список этот короткий:
- — композиция и пропорции;
- — форма предметов;
- — светотеневая моделировка;
- — контрасты;
- — качество штриха.
- — подбор цветов и расположения цветовых пятен.
Если что-то из этого получается плохо, у меня нет повода впадать в уныние. Когда знаешь, что именно нужно потренировать, то становится проще.
В любой работе есть то, что получилось хорошо, и то, что можно сделать лучше. Чем яснее понимаешь, что именно не получается, тем быстрее можешь приступить к отработке этого. Выявите слабые места своих работ и посвящайте две трети времени последующих занятий их улучшению. Вместо «не получается» говорите себе: «Что именно я могу улучшить в своей работе?».
3. Вовремя остановиться, отдохнуть и продолжать.
Если желание рисовать совсем пропало, обязательно дайте себе передохнуть. Спортсмены знают, что после напряженных тренировок мышцы должны расслабляться. Не загоняйте себя до изнеможения. Если чувствуете раздражение, досаду — остановитесь, пока неудовольствие от результата окончательно не уронило ваше настроение. Не стоит продолжать рисовать через силу, когда наоборот хочется все бросить. Поставьте дату и отложите работу, не выбрасывайте ее. Вознаградите себя за труд: отвлекитесь, сходите на прогулку, почитайте. Не думайте пока о рисунке.
Когда же продолжать? После того, как вам стало поспокойнее и вы отдохнули. Не раньше. Но не нужно спешить браться доделывать работу сразу же. Поделайте наброски, порисуйте то, что уже хорошо умеете. Закрепите еще раз основы.
Словом, верните уверенность в собственных силах, а потом уже приступайте к новому этапу. Избегайте часто встречающейся ошибки — бросать рисовать совсем, если не получается что-то одно. Лучше оставить работу на время и попрактиковаться в более простых вещах.
Рано или поздно вам удастся нарисовать то, что пока не поддается. Не опускайте руки при первых неудачах, а лучше на время отложите рисунок и займитесь отработкой того, что уже получается. Это не шаг назад, а умелое использование времени. Наступление на цель — временное отступление для восстановление сил — снова вперед. Будьте решительны и настойчивы, но не забывайте давать себе передышку.
Пусть завершением этой заметки станут слова испанского живописца Франциско Пачеко: «Рисунок требует от художника силы характера, постоянства и великого терпения. Это предмет, которым даже и наисильнейшим приходится овладевать снова и снова с борьбою и упорством».
Успехов вам и сил в покорении новых ступеней — снова и снова!
Профиль в Google+
Ваш отзыв