Академический рисунок.
Друзья, сегодня у меня 2 новости. Начну, традиционно, с не самой приятной. Ну, не для всех, но, возможно, для тех, кто ждет курс по акварели. Проведение тренинга немного откладывается.
Не знаю, что назвать в качестве причины. Почему-то курс в данный момент, что называется, «не идет». То отснятый материал не сохраняется, то в готовом ролике бесследно пропадает звук, то ломается камера…
В общем, мне показалось, что стоит ненадолго поставить работу на паузу…
А пока курс по акварели отлеживается, я решила переключиться на что-нибудь не менее интересное. Что именно? Мне, например, очень интересен академический рисунок.
Вы, может быть, помните, в опросе, который я недавно предлагала пройти, был вопрос о том, какие темы курсов или тренингов вам интересны. И среди прочего был вариант ответа «Академический рисунок». Если честно, я не думала, что кто-то выберет этот вариант, включила его только ради любопытства.
И — совершенно неожиданно для меня! — 53 человека из 121 ответили, что им интересен академический рисунок.
Почему это удивляет. За то время, что я работаю над сайтом, у меня сложилось впечатление, что большая часть людей, ищущих в интернете уроки рисования, не хотят учиться всерьез, в смысле, профессионально. А чего хотят? Не знаю… Может быть, просто занять себя или убить время? (Предвижу бурю негодования.. Нет, я не лично вас имею в виду, я знаю, что мои давние читатели учатся очень серьезно).
Академический рисунок же — это профессиональная система обучения. И я очень рада, что среди моих читателей оказалось немало таких, кому это интересно.
Но все же, вдруг мы понимаем под этим термином несколько разные вещи?
Давайте я расскажу о некоторых заблуждениях, связанных с академическим рисунком, или мифах. А потом об основных принципах академического рисунка.
Миф 1. Академический рисунок — работа по заданию, в институте или в художественном училище. В отличие от рисунка на вольную тему.
На самом деле, академический рисунок — это система реалистичного изображения предметов, исходя из их конструктивных особенностей.
И, в принципе, не важно, что и где вы рисуете. По рисунку почти всегда можно угадать, учился ли его автор академическому рисунку. Особенно это заметно на популярных в последнее время портретах по фото. Потому что не имея такого навыка, человек просто копирует тональные пятна, и форма может «поплыть». Если же художник учился рисовать профессионально, он начинает прежде всего строить портрет, и пятна располагает в соответствии с построением. Возможно, они у него будут несколько другими, чем на исходной фотографии, но форма будет выглядеть правильной и убедительной.
Миф 2. Академическому рисунку научиться очень трудно.
В принципе, понятно, отчего складывается такое впечатление. Я тоже видела объемные учебники по рисунку, рекомендованные для изучения в художественных вузах. Но понимаете, рисунок — это движение. То, что можно показать очень легко, объяснить словами намного труднее. Попробуйте описать, например, «танец маленьких утят» так, чтобы человек, который никогда его не видел, сумел бы станцевать, руководствуясь вашим описанием. Думаю, вам придется использовать «многабукаф», как говорят подростки)
Образование в Советском Союзе было действительно массовым и общедоступным. И система академического обучения рисунку строилась таким образом, чтобы научить рисовать можно было любого человека. Там нет громоздкой теории, требующей зубрежки. Вся теория, необходимая для построения натюрморта, например, — это знание, что параллельные прямые пересекаются на линии горизонта, а круги в перспективе выглядят как эллипсы. Есть еще несколько правил, но они также просты и доступны для понимания.
Миф 3. Академическому рисунку нужно учиться очень много лет.
Еще раз повторюсь, это практическая дисциплина. Такая же, как танцы или вождение автомобиля. Можно освоить основные принципы и движения всего за несколько занятий. А годы практики оттачивают мастерство. Понятно, что тот, кто водит машину 10 лет, делает это несколько лучше, чем тот, что только получил права. А так — да, учиться можно всю жизнь.
Миф 4. Академический рисунок — очень скучное занятие.
Тут спорить трудно. Поначалу, пока не очень получается, может быть, действительно не весело. Потому что начинают обучение с примитивов — рисуют куб, шар, призмы. А хочется, например, портрет.
Но, это как гаммы в музыке. «Полет шмеля» играть гораздо интереснее, но если пальцы не приобрели беглость в результате проигрывания «скучных» гамм, «Полет шмеля» будет тоже не быстрым.
Вам все еще интересно?) Тогда читайте дальше.
Основные принципы академического рисунка.
- Первоочередное значение имеет конструкция предмета. При этом конструктивное построение неотделимо от светотеневой моделировки. То есть, светотень распределяется по предмету в строгом соответствии с его строением и формой.
- Каждый предмет можно представить как совокупность основных геометрических форм: шара, параллелепипеда, цилиндра. Если вам известно, как распределяется свет по поверхности этих простых форм, вы сможете нарисовать любую достаточно сложную форму. Собственно, поэтому студенты и рисуют гипсовые примитивы.
- Художник рисует плоскостями. То есть, все полутона занимают свой участок плоскости. Где границы этих плоскостей, вы находите исходя из конструкции предмета. Не знаю, как понятней объяснить, это как раз тот случай, когда показать намного проще, чем рассказать…
- Светотень и конструкция прорабатываются одновременно, на всей плоскости листа. То есть, не остается «белых пятен», как в случае, когда рисуете сначала один кусочек, потом другой. Рисунок на любой стадии можно считать законченным.
- Работа ведется от общего к частному. Сначала большие формы и плоскости, потом детали. То есть, если рисуете портрет, например, начинаете не с глазок а с общей формы головы. А мелочи типа ресничек или родинок вообще намечаете уже в самом конце, когда рисунок готов.
Ну вот, пожалуй, вся информация, необходимая для понимания того, что скрывается за определением «Академический рисунок».
Профиль в Google+
Трекбек
Ваш отзыв