Творческие права
Сегодня хочу рассказать о книге Дэнни Грегори «Творческие права».
На первый взгляд, книга выглядит довольно легкомысленно: рукописный шрифт, забавные, нарочито-небрежные иллюстрации. Думалось, что это чтение для подростков. Однако, начав читать, понимаешь, что книга глубже, чем кажется вначале.
Игра здесь во всем: не только в оформлении, но и в самой концепции. Вначале я решила, что под «правами» подразумеваются права человеческие, как бы «вы имеете право заниматься творчеством». Однако, здесь аналогия с автомобильными правами. Автор сравнивает получение художественных навыков с обучением вождению (а это сравнение мне тоже близко и понятно), и самоуверенно заявляет, что он, как инструктор, покажет вам, как двигаться, а дальше, после прочтения, вы отправитесь в самостоятельное путешествие.
Это действительно напоминает игру. Однако игра ведется с самым серьезным видом. Так играют дети: зная, что игра «понарошку», действуют будто бы всё «взаправду». Внутренний ребенок автора говорит непосредственно с внутренним ребенком читателя, отбросив взрослые ограничения (ведь именно взрослым свойственно как желание критиковать, так и страх критики).
Однако, «права» в контексте книги можно и нужно понимать в широком смысле этого слова. Страница за страницей, автор объясняет и убеждает: желание творить — не уродство, не сбой в программе и не блажь, оно естественно и заложено природой. И напротив, если пытаться подавлять это желание, последствия могут быть печальны. Дэн Грегори приводит в пример собственную жизнь, свои чувства и эмоции. И, к сожалению, во-многом в них можно увидеть отражение собственных эмоций и мыслей…
Не менее убедительно автор объясняет, по какой причине общество может негативно относиться к художникам, и почему даже само робкое желание рисовать порой окружающие воспринимают в штыки. Может быть, будет облегчением понять, что дело здесь вовсе не в вас, не в качестве ваших рисунков и картин, а совсем-совсем в другом…
«Творческие права» — это не учебник рисования, не сборник уроков по типу «делать надо так, а не иначе». Нет, там есть и задания, и подсказки. Но они даются не менторским тоном, не с целью научить «как правильно». А только как небольшой толчок, побуждение к самостоятельному творчеству. «Творческие права» — прежде всего, книга-мотиватор. И если внутренний ребенок всегда творец, то это та книга, которая может помочь внутреннему ребенку, съежившемуся от страха сделать что-то неправильно и сомнений в своих силах, начать творить. Без оглядки на возможность критики, принимая свои ошибки и несовершенство своих первых творений, разбудить воображение, получая удовольствие от игры. Ведь творчество — это игра, верно?)
Профиль в Google+
Ваш отзыв