Почём талант?
Одно из самых стойких убеждений, связанных с рисованием, можно сформулировать так: «Для того, чтобы научиться рисовать, необходим талант. Без таланта стать художником просто невозможно».
Спорить бесполезно. Но я сейчас и не буду этого делать. Я хочу поделиться с вами открытием.
Друзья мои, я, кажется, знаю, откуда растут корни этой идеи! Разумеется, из истории изобразительного искусства…
Первые систематические школы обучения рисованию сложились в Древней Греции. Разумеется, и в более ранних культурах были художники, соответственно, они как-то учились своему искусству. Но способ обучения был совершенно другой. В Древнем Египте основой рисования были четко разработанные схемы и каноны, которые художники заучивали наизусть. Надо сказать, требованиям времени такой метод обучения отвечал полностью.
Отличие подхода к преподаванию рисунка в Элладе состояло в том, что мастера призывали своих учеников изучать природу и её закономерности на основе науки, то есть канон был не железным правилом. Кроме того, греческие художники большое значение придавали живому наблюдению. Все это заложило основы для последующего развития методики обучения, и очень напоминает современный подход!
Итак, в Греции сложились 3 школы: Ионийская, Сикионская и Аттическая».
Главой сикионской школы был Памфил — образованнейший человек и блистательный художник. Плиний писал о нем:
«Сам Памфил родом был македонянин, но он первый вступил в область живописи, обладая всесторонним образованием, особенно же знанием арифметики и геометрии; без их знания, по его словам, нельзя было достичь совершенства в области искусства».
При подготовке художников-профессионалов, Памфил много внимания уделял научному обоснованию каждого положения изобразительного искусства, и прежде всего, поискам математических закономерностей. Сам Памфил был большой знаток математики и много работал в области геометрии, так как эта наука помогает развитию пространственного мышления и облегчает процесс построения изображения на плоскости. На дверях сикионской школы рисунка, говорит Плиний, было написано:
«Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии».
У Памфила была особая система обучения рисунку, которая обосновывалась строгими научными положениями. Чтобы овладеть этой системой, а также всеми научно-теоретическими и практическими положениями искусства, требовалось очень много времени.
Курс обучения у Памфила продолжался 12 лет. За обучение он брал довольно большую плату — один талант (26,156 килограмма) золота.
«Никого он не учил дешевле одного таланта, и эту плату ему уплатили и Апеллес, и Мелантий».
Цифры и тогда были впечатляющими, а для нашего времени — тем более…
И теперь спрошу: так как вы считаете, нужен ли талант для того, чтобы научиться рисовать?
Профиль в Google+
Ваш отзыв