Может ли художник зарабатывать своим творчеством?
К написанию этого поста меня подтолкнул опрос, который проводится в нашей группе, и обсуждение, развернувшееся вокруг него.
Тема эта острая для многих художников. Мне очень интересно, что об этом думают читатели сайта. Поэтому я предлагаю проголосовать здесь, а потом выскажу свое мнение по этому вопросу.
Опрос и варианты ответов те же, что и в группе, без изменений.
[poll id=»7″]
Проголосовали?
Возьму на себя смелость предположить, что первый вариант ответа не выберет никто. Понятно, что соловья баснями не кормят и одним вдохновением сыт не будешь.
Но посмотрите еще раз на формулировки. На первый взгляд кажется, что здесь 3 варианта сказать «Да», но что, если посмотреть чуть внимательней?
Наверняка вы знаете о том, что под формулой «Да, но…» всегда подразумевается ответ «Нет». Независимо от того, что следует за «но». Либо вы соглашаетесь, либо нет. Никаких «Да, но…» не может быть в принципе. Это социальная форма выразить отрицание, применяющаяся в тех случаях, когда прямой отказ выглядит не слишком красиво (или если человек не осознает, какой выбор делает на самом деле).
Еще более интересная ситуация возникает, когда выбрав 4-й вариант ответа, человек начинает пространные рассуждения на тему того, что «Да, но есть искусство, а есть ремесло…» и так далее, и тому подобное.
Что характерно, на вопрос о том, может ли художник зарабатывать своим творчеством, по формуле «да, но..» отвечают сами художники. Причем даже те, что рисуют на заказ или продают картины.
Самый распространенный вариант, это рассуждения о том, что есть искусство, в него вкладываешь душу, а душу не продашь и цену не назначишь. А если делаешь что-то на продажу, это так… Ни уму, ни сердцу. Слепил что-то, получил деньги, забыл. Душу в это вкладывать излишне.
И от таких рассуждений мне становится уже просто физически нехорошо.
Я убеждена, что что подобные убеждения не только неправильны, но и вредны. И сейчас объясню, почему.
Во-первых, если вы делаете творческие работы без души, относясь к ним как к товару, вы обкрадываете и себя, и заказчика. Действительно, давайте подумаем, для чего люди покупают картину или заказывают портрет для себя или близких. Неужели просто ради самого изображения? Зачем рисовать, когда можно распечатать любую картинку, любую фотографию?
Особенно в том случае, если заказывают портрет по фото. Ну что сложного в том, чтобы напечатать снимок и вставить в рамку? Нет, нужен именно рисунок, сделанный рукой художника. Причем заметьте, как бы вы хорошо ни рисовали, воспроизвести фотографию с абсолютной точностью у вас вряд ли получится. А если и получится, кому нужен портрет, который будет выглядеть как распечатка с принтера? Нет, люди ожидают, что это будет не просто копия фото, что, сохранив внешнюю форму, художник привнесет свое видение. Я это не придумываю, пару лет назад, при подготовке доклада на конференцию в институте, я проводила опрос на эту тему. И, пытаясь заменить собой принтер, делая работу без души, вы фактически обманываете заказчика.
Второе. Картина, написанная с душой, несет в себе энергетику человека, создавшего ее. Она заряжает этой энергией дом, в котором живет. Такие картины переезжают с места на место с хозяевами и передаются следующим поколениям, неся свою ауру и создавая особую атмосферу. Конечно, есть картины, несущие отрицательный заряд, пару таких картин я упоминала в этой статье, но это все же скорее исключение, чем правило. Конечно, такие вещи не поддаются измерению, но на подсознательном уровне ощущаются. И картина, созданная с душой будет цениться выше, и здесь я имею в виду не только стоимость. Во всяком случае мне бы не хотелось, чтобы мою работу, например, отнесли на свалку во время ремонта.
Но самое неприятное здесь то, что люди, полагающие, будто творчество и деньги вещи не совместимые, решают за других. То есть, если художник успешно продает свои произведения, он вызывает массу неудовольствия у критически настроенных сограждан. Они обвиняют его в том, что: а) он не художник, а ремесленник (или вообще продавец); б) его работы не имеют отношения к искусству; в) он создает свои картины не по зову сердца, а из конъюнктурных соображений, то есть в угоду «рынка».
А вот если ты действительно талантлив, изволь умереть от чахотки в каком-нибудь приюте. И только после смерти можешь продавать свое искусство сколь угодно дорого.
Замечательно, что большинство таким образом мыслящих критиков не могут себе позволить тратить деньги на картины. А вот те, кто покупают, полагают, что эти работы стоят запрошенной за них цены. Иначе не покупали бы, верно? Не силой же автор заставляет людей приобретать его творения?
Думаю, вы понимаете, к чему я клоню… Мысль, в общем, не новая и даже банальная, но для многих по-прежнему спорная.
Материальное нельзя противопоставлять духовному.
Между ними может не быть знака равенства, но это вещи не противоположные.
Согласитесь, что вы и сами всегда надеетесь, что другие будут вкладывать душу в свою работу. Что врач не просто заглянет в рот, но и внимательно выслушает, а возможно, и проявит участие. Что учитель в школе будет не только зачитывать текст из учебника, но и постарается заинтересовать вашего ребенка. А продавец в магазине даст совет, основываясь не на желании продать во что бы то ни стало, а честно и искренне.
В общем, желаю вам творить с вдохновением, и чтобы ваше творчество непременно продавалось и приносило радость не только вам.
Оставить мнение можно в комментариях к этой записи.
Профиль в Google+
Трекбек
Ваш отзыв