Как нарисовать книгу за месяц
Коротко о моем августовском челлендже.
Можно смотреть видео, можно читать.
Книгу можно полистать здесь: http://alex.artfound.ru/Tales%20of%20Dusty%20Grass/#/0 (нужно разрешить флеш-плеер в браузере)
Остальные ссылки в конце.
Первое, что хотелось бы обозначить, речь идет о собственном проекте. Потому что рисованная книга, это все же большой проект, даже небольшая книга. И если вы рисуете не для себя, много времени занимает переписка, согласования, внесение правок и т. п., и в этом случае в месяц никак не уложиться. Ну, разве что, там только несколько иллюстраций, но мы же про рисованную книгу.
Второе, даже если рисовать для себя, книга остается большим проектом, и серьезной проблемой может быть сохранение мотивации. Делая что-то для себя, легко забросить эту работу, отложить до лучших времен.
Так вот, когда внутренней мотивации не хватает, может помочь внешняя. Для меня мотиватором стала иллюстратор Лина Рорич, организовавшая проект “Пинок портфолио”. Я случайно увидела у кого-то отзыв об участии в “Пинке”, и сейчас записываю свой отзыв, который, возможно, поможет кому-нибудь сделать свой хороший проект.
В чем суть пинка? Собирается группа художников, которые хотят воплотить свою какую-то идею в книге. Есть вступительный взнос, в этот раз он был 650 рублей. Из них 150 шло организаторам, и 500 в общий фонд. По итогам общий фонд распределялся между теми, кто сумел закончить свою книгу. Как ни смешно, такая мотивация работает. Потому что, несмотря на дружескую атмосферу и всеобщую поддержку в группе, очень обидно думать, что ты немного не дотянешь и твои 500 рублей уйдут тем, кто напрягся чуть сильнее и все же вытянул проект. В идеальном случае, каждый участник вносит 500 р, рисует книгу и получает свои деньги обратно. Но заканчивают не все. Кому-то обстоятельства не позволили, кто-то не рассчитал свои силы. И, если с форс-мажором особо не поборешься, то рассчитать свои силы все же можно попытаться. Я сейчас поделюсь своими соображениями о том, как это сделать.
Прежде всего, мотивация в 500 р конечно хорошая, но недостаточная. Самое главное — это жгучее желание довести проект до конца, увидеть эту свою книгу. И здесь важнее всего ответить на вопрос ЧТО рисовать. Текст должен вдохновлять, и его желательно найти заранее.
Забегая вперед, скажу, что имея на руках готовую книгу, наверняка, захочется ее напечатать. И важно заранее понимать, сможете ли вы ее предложить в какое-нибудь издательство. Это вопрос авторских прав. Если автор вы или ваш знакомый, который хочет издать свое произведение, это проще. Хотя может случиться так, что издательству могут понравиться иллюстрации, но не текст. Или наоборот. Тогда книга не выйдет. Можно делать “тихую” книгу или “тихий” комикс, то есть, историю без слов. У нас этот жанр пока не очень активно издается, хотя бы по той причине, что на книги с одними лишь картинками меньше спрос. Все же в нашем менталитете вшито, что книга — это в первую очередь литература, а иллюстрации — это приятное дополнение. Но зато тихую книгу можно будет отправить на какой-нибудь международный конкурс или предложить зарубежному издателю.
“Безопасно” с точки зрения авторского права использовать произведения, ставшие народным достоянием. Как правило, это происходит спустя 70 лет после смерти автора. Есть ряд исключений, которые можно уточнить. Но еще важный момент, если даже вы берете фольклор, эпос, какие-то древние сказания, мы их читаем все же не в оригинале, а в чьем-то пересказе или в переводе, в литературной обработке, и на эту обработку авторское право также распространяется.
Моя книга — это фанарт к проекту “Внутренние тени”, наверное, единственный фанарт, который я рисовала. Это аудиоспектакль, бесконечная история, которую мы с мужем слушаем уже несколько лет. Абсолютно потрясающе сделано. Там очень проработанный своеобразный мир со своей мифологией, и “Сказки” — часть этой мифологии. Честно скажу, я искала что-нибудь для свой книги из “народного достояния”, но не нашла ничего, что мне так же сильно хотелось бы сделать. Здесь я уже видела эти образы перед глазами, они просто просились наружу. И моя книга осталась в рамках фанарта. Но это, по правде сказать, не так важно. Если выбирать между “безопасным” и тем, что зажигает, нужно выбрать второе. Поскольку, во-первых, нет никакой гарантии, что получится продать книгу, даже, если вы взяли историю про Красную Шапочку или Колобка. Во-вторых, если история про Колобка вас не зажигает и не мотивирует, вы, вполне вероятно, ее и не сможете довести до конца.
И еще одна важная вещь. Художнику очень важно и нужно рисовать “в стол”. То есть, делать не только коммерческие заказы, где вы ограничены тз, вкусами и пожеланиями заказчика, а делать что-то по вдохновению, то, что нужно лично вам. Творческая искра, вдохновение, — это то, что нужно постоянно подкармливать. Иначе оно может совсем уйти.
Итак, второй источник для вдохновения, это свой “банк идей”. Это творческие работы, сделанные просто так, в рамках каких-нибудь марафонов, конкурсов, просто для себя, наброски, зарисовки. Чужими работами также можно вдохновляться, собирать подборки на пинтересте или у себя на компьютере. И, уже когда есть представление о том, какой текст хочется проиллюстрировать, можно серфить, пересматривать свои подборки или свои же старые работы, чтобы сложилось какое-то предварительное понимание визуального ряда, смутные образы стали более конкретными.
Ну, и витая в облаках, конечно, все же нужно возвращаться к реальности. Потому что текст сам по себе задает рамки. Это сюжет, количество знаков, ритм, ключевые сцены, распределение по главам. Книга, как материальный носитель, тоже задает рамки. Количество страниц должно быть кратно 4, определенный формат, заданный размер страницы. То есть, можно и не стандартные форматы напечатать, но кто этим будет заниматься, и сколько это будет стоить? Стоимость печати — тоже ограничение.
То есть, предварительная работа заключается в том, чтобы выбрать текст (или придумать историю). Далее, попробовать понять, как этот текст может лечь на книгу. То есть, сколько в нем знаков, глав, сколько он может занять страниц. Я ориентировалась на 32 страницы как на некий стандарт, от которого можно отталкиваться. Может быть чуть больше или меньше (но кратно 4!). Дальше я нашла книги похожего формата. И просто внимательно рассматривала, как они сделаны. Обложка, форзацы, лист с информацией от издательства, титульный лист, сколько текста и иллюстраций, как они взаимодействуют между собой. Даже буквально посчитала количество знаков, для понимания, какой объем страницы может занимать текст. Важно это не просто умозрительно представить, а в реальных книгах увидеть, потому что дело ведь не только в количестве знаков и объеме, но и в аудитории. Для детей помладше шрифт будет больше, а текста на странице меньше.
Если есть какие-то смысловые части — главы, разделы — как их можно распределить. Исходя из этого анализа можно понять, каким может быть формат книги, и сколько понадобится страниц. В моем случае, в книге 6 сказок. Фишка в том, что каждая история имеет 2 финала. 1-й конец, хороший, как и положено в сказке, для детей. Но это ложь. 2-я концовка — правда, и она куда как более мрачная. И лишь конец последней сказки правдив, и он не плохой.
Итак, у меня было повествование со своеобразным ритмом. Завязка, развитие истории, где ситуация нагнетается, выход на решение и хороший конец, который обрывается словами “это ложь” и падение в плохую концовку. И таких историй 6, в последней из них вместо падения взлет. И вопрос, как это перевести в визуальный ряд. Вначале мне хотелось как-то графически решить, сделать белые страницы для основной истории и черные для концовки, может быть, задать разную ориентацию тексту. Наверное, такое решение было бы интереснее, но у меня не получилось распределить текст по страницам в таком концепте. В итоге я сделала завязку на одной странице, разворот под развитие сюжета, а перевернув лист, можно узнать “правдивый” конец.
Далее, когда структура книги примерно сложилась, можно очень приблизительно подумать, сколько иллюстраций будет и что именно будет на них изображено.
Главное ограничение здесь свои возможности и время. В рамках “Пинка портфолио” — месяц. Может быть, меня вдохновляют проработанные, технически совершенные иллюстрации с кучей деталей, но это явно не то, что я смогу сделать за месяц, а может, и вообще не смогу. То есть, зная свои возможности, можно выбрать технику исполнения. Я думаю, каждый в курсе, что он может делать быстро и хорошо. Для кого-то быстрее рисовать в цифре. Для меня проще акварельные заливки (в этом случае, тушь). От чего-то можно отказаться в пользу скорости. От детализации, реализма, я отказалась от цвета. Но отказываясь от чего-то, важно делать это осмысленно, думая, пойдет ли это решение на пользу тексту. Мрачные сказки, стилизованные под древние легенды странного мира, я иначе, чем в черно-белом исполнении не видела, но сказки для детей я рисовать черным не стала бы.
Абсолютно точно можно отказаться от сомнений, правок, перфекционизма и самоедства. Когда нет времени на то, чтобы пытаться сделать идеально и расстраиваться, что все равно идеально не выходит, в итоге получается просто хорошо. И это классно.
Огромный плюс проекта “Пинок портфолио” в том, что Лина подготовила четкий план работы на протяжении этого месяца. Были подробно расписаны этапы работы, дедлайны, даже для выходных нашлось время. Имея структурированный план перед глазами, можно подстраивать его под себя. Допустим, мне нужно больше времени на чистовую отрисовку, но не нужно время на подбор цветового решения. Видишь, где можно сэкономить время, и на что его можно использовать.
Хороший план — половина успеха.
Далее, нужен рабочий режим. Помните, да, что книга — это большой проект, и если сроки короткие, то хорошо бы сразу не надорваться. Я еще пока в поисках системы тайм-менеджмента, которая мне бы подошла. Кто-то работает по методу помодоро. У меня лично не получается рисовать 45 минут, потом прерываться на 15. Мне проще рисовать 3 часа кряду. Пока могу или пока не закончу. Потом переключиться на что-то другое. В общем, число в минутах или часах не так важно. Важно чередовать работу с отдыхом, переключаться на разные занятия. От рисования к обработке за компьютером, верстке, написанию шрифтов. Не забывать есть и спать, оставлять время для домашних дел, для семьи, друзей, досуга. Если кто-то знает, как это сделать, напишите мне.
В общем, на самом деле, книга за месяц — это не очень просто. Главное здесь просто минимально заботиться о себе, чтобы не перегореть и не бросить. Потому что лично я бы, если бы не довела этот проект до финала в этот месяц, и бросила на полпути, вряд ли я бы к нему вернулась. Проще делать в компании единомышленников, они на самом деле дают хорошую поддержку. Я также написала у себя в соцсетях, что хочу сделать книгу за месяц. Публичное обещание тоже работает. В итоге я закончила книгу дней за 5 до дедлайна и дальше просто болела за остальных участников. На проекте были нарисованы очень классные книги, некоторые уже изданы, я добавила авторов в друзья и слежу за их творчеством. Это тоже здорово, помогает не киснуть и двигаться дальше.
И последний вопрос, что дальше, после того как книга нарисована?
Во-первых, можно ее напечатать. Предложить в издательство, или сделать хотя бы для себя. Можно уже немного включить перфекциониста и подшлифовать шероховатости. Мне, например, показалось, что рукописные заголовки в книгу подойдут лучше, чем готовый шрифт, и я какое-то время рисовала буквы. Потом поиск типографии, рутинная работа по подготовке макета для печати. И, поскольку мне очень нравятся мои иллюстрации, я их превратила в значки, магнитики. Скоро показу открытки — когда напечатаю.
И дальше — можно думать о следующем проекте. Работа над сказками дала мне заряд, достаточный для того, чтобы завершить книгу, которую рисовала с февраля. Наверное, скоро тоже смогу ее показать. Вообще, это, наверное, бесконечный процесс. Если ты, конечно, не решаешь по какой-то причине сойти с дистанции. Заканчивая один проект, можно сразу же начинать работу над следующим. Остин Клеон называет это «прикуривать одну от другой». Думаю, это дельный совет 🙂
Моя группа: https://vk.com/alex_artfound
Группа Про Пинок Портфолио: https://vk.com/pinok_portfolio
Внутренние Тени: https://vk.com/novelstory
Профиль в Google+
Ваш отзыв