Баланс белого.
Сегодня я хочу рассказать вам об одном очень простом и удобном вспомогательном инструменте.
Преподаватели рисунка часто ставят в натюрморт листок бумаги, особенно если студенты рисуют гипсовые предметы. В натюрморте он не нужен, композиции только мешает, рисовать его не требуется. Тем не менее, в каждой группе непременно найдется студент, который старательно начинает отрисовывать эту бумажку. Меня всегда это удивляло, мне кажется, назначение листка очевидно.
А вам как кажется, для чего он нужен?
Лист бумаги в натюрморте служит своеобразной точкой отсчета, с ним вы сравниваете интенсивность полутонов. Он того же цвета, что и лист, на котором вы рисуете, белее, чем бумага вы взять тон не сможете. Так что, рисуя предмет, вы можете визуально оценивать, насколько темными на вашем рисунке должны быть тени и полутени. И для этого вам не нужно подносить к натюрморту сам рисунок, достаточно бросить беглый взгляд на бумагу, стоящую в постановке. Конечно, она при этом должна быть равномерно освещена.
То же самое и в живописи. В прошлой статье я упоминала, что очень сложно визуально правильно оценить яркость (или светлоту) цвета. Точно так же, как и в рисунке, листочек ватмана в натюрморте может вам помочь справиться с этой задачей. Говоря языком фотографов, по нему вы «выстраиваете баланс белого» в своей работе.
Другое дело, если вы рисуете пейзаж. Никакой ватман вдаль не поставить, к тому же на расстоянии его цвет не будет выглядеть белым. И нужна уже другая точка отсчета. С чем можно сравнивать интенсивность тона в пейзаже? Прежде всего, самым светлым будет, конечно, солнце (или луна). А если солнца нет? Хороший ответ на этот вопрос есть у Николая Петровича Крымова, художника и преподавателя, работавшего в первой половине ХХ века:
Отыскав основной закон реалистического изображения в природе, я начал думать о методах передачи общего тона в картине. Это, однако, оказалось очень трудным, так как нельзя было найти первоосновного, так сказать, постоянного, не изменяющегося от окружающих условий живописного элемента, своего рода «камертона» в живописи, сравнивая с которым можно было бы определить силу тона каждого данного предмета в природе.
Однажды я писал вечерний пейзаж. Раздумывая об этом «камертоне», я закурил и случайно, совершенно машинально поднял руку с горящей спичкой на уровень глаз. Направив спичку на яркое закатное небо, я увидел, что закат по отношению к огню спички стал казаться более темным. Тогда я стал искать, с каким же предметом природы может вообще слиться огонь спички. Оказалось, что он сливается с белой стеной, освещенной солнцем. Найденный мной «камертон» позволил мне, посредством сравнения его с предметами природы, увидеть все разнообразие тонов и убедиться, что все тона вечера в общем всегда темнее тонов солнечного дня. Отсюда родилось у меня понятие об общем тоне.
Правильно взятый тон очень много значит. Поэтому, подобный «камертон», позволяющий соотносить тона не только друг с другом, но и с какой-то «базовой единицей», может помочь вам сделать качественный рывок в освоении рисунка и живописи.
Удачи!
P. S. Для того, чтобы понять, что такое общий тон картины, необходима практика! Попробуйте написать с натуры небольшой живописный этюд, наподобие опубликованного на блоге aqq-project.
Профиль в Google+
Трекбек
Ваш отзыв