Рисуем вместе

Блог Александры Мережниковой. О рисовании и иллюстрации.
  • Главная
  • Рекомендую
  • Мастер-класс
  • Содержание
  • Курс «Я — художник. Первые шаги».
  • Спасибо за комментарий!
  • Результаты поиска
  • Курсы и тренинги
  • Курс «Портрет — профессиональный подход».
  • Вы подтвердили подписку.
  • Обо мне
Поиск
  • Рисуем вместе
  • Подписка на RSS
  • Архив

    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Январь 2020
    • Декабрь 2019
    • Ноябрь 2019
    • Апрель 2019
    • Апрель 2018
    • Февраль 2018
    • Декабрь 2017
    • Октябрь 2017
    • Сентябрь 2017
    • Август 2017
    • Июль 2017
    • Июнь 2017
    • Сентябрь 2015
    • Март 2015
    • Ноябрь 2014
    • Октябрь 2014
    • Июль 2014
    • Июнь 2014
    • Май 2014
    • Апрель 2014
    • Март 2014
    • Декабрь 2013
    • Ноябрь 2013
    • Октябрь 2013
    • Сентябрь 2013
    • Август 2013
    • Июль 2013
    • Июнь 2013
    • Май 2013
    • Апрель 2013
    • Март 2013
    • Февраль 2013
    • Январь 2013
    • Декабрь 2012
    • Ноябрь 2012
    • Октябрь 2012
    • Сентябрь 2012
    • Август 2012
    • Июль 2012
    • Июнь 2012
    • Май 2012
    • Апрель 2012
    • Март 2012
    • Февраль 2012
    • Январь 2012
    • Декабрь 2011
    • Ноябрь 2011
    • Октябрь 2011
    • Сентябрь 2011
    • Август 2011
    • Июль 2011
    • Июнь 2011
    • Май 2011
    • Апрель 2011
    • Март 2011
    • Февраль 2011
    • Январь 2011
    • Декабрь 2010
    • Декабрь 2009

Призрак бродит по Европе…

Опубликовано 16 Май 2014 в рубрике «Художники»

Нет, не коммунизма. Чего-то более осязаемого и страшного.

Большинство жителей как Европы, так и России очень долго видели войны и революции только по телевизору. В результате кому-то, в особенности из молодого поколения, стало казаться, что война — это не так страшно, а революция — даже хорошо. Воздух свободы, свержение диктатуры, всеобщее ликование.

Не буду НИЧЕГО об этом говорить. Лучше покажу призраки социальных потрясений, запечатленные современником и очевидцем самых страшных событий ХХ века.

Знакомьтесь, кто не знает. Кете Кольвиц. Женщина, входящая в число наиболее заметных художников прошлого столетия.

Автопортрет

Кете родилась 8 июля 1867 года в Кенигсберге. Художественное образование получила в Берлине и в Мюнхене.

Цикл литографий и офортов «Восстание ткачей»Кете Кольвиц , созданный в конце 1890-х годов, считается первой значительной работой художницы.

Выступление ткачей. Из серии «Восстание ткачей». Офорт. 1897—1898 гг.

Сочувствие художницы к трудягам невозможно не заметить. Но Кете нисколько не идеализирует происходящее, бунт в ее работах лишен романтического флера и веры в победу всего хорошего над всем плохим. Это крайняя степень отчаяния. Чувствуется безысходность и обреченность.

К этому же времени относится цикл «Крестьянская война».

Прорыв. Из серии «Крестьянская война».

«Свобода на баррикадах» Делакруа выглядит несколько иначе, верно? Хотя сюжет тот же…

Но это осмысление прошлого. А вот уже современность:

Дети Германии голодают, 1924

Напомню, первая мировая война закончилась 11 ноября 1918 года поражением Германии и её союзников. Германия была сильно истощена войной. Далее — гиперинфляция, экономический кризис.

В России в это время было ничуть не легче. В 1921 году В. И. Ленин в международной коммунистической прессе обратился к мировому пролетариату с просьбой поддержать голодающую Россию.

Помогите голодной России. 1921

Голод, набросок

Хлеба! Из цикла «Голод». Литография. 1924 г.

Это к вопросу о последствиях революций…

В первые месяцы  Первой Мировой погиб сын художницы Петер. Это памятник павшим на войне, созданный матерью: Скорбь родителей, в первую очередь матерей, по погибшим детям, стала одной из центральных тем в творчестве Кете Кольвиц.

Родители, 1924 г.

Женщина с мертвым ребенком

В 1919 году Кольвиц избрали действительным членом Прусской академии художеств, в 1928 году она стала руководителем художественной мастерской графики в этой академии. А в 1933 году после прихода к власти национал-социалистов была вынуждена оставить мастерскую. Действовал негласный запрет на участие ее работ в выставках, была развернута травля художницы в прессе, часть графики была уничтожена.  

В 1940 году умер ее муж Карл Кольвиц, тогда же погиб на фронте внук.

На одной из последних графических работ Кольвиц изображена мать, защищающая своих детей. Для подписи к рисунку художница взяла цитату из «Поучения» Гете: «Семена для посева не должны быть перемолоты».

«Я беру на себя ответственность за любую из моих работ», — написала художница за год до смерти.

Кете Кольвиц совсем немного не дожила до победы над фашизмом. Она умерла 22 апреля 1945 года.

И еще, кое-что личное. Когда в институте на истории искусств рассказывали про творчество Кольвиц, честно скажу, ее работы не произвели особого впечатления. Мрачные и трагичные, они не вписывались в ту мою реальность, в которой войны и революции были где-то далеко. Сейчас я смотрю на ее графику совсем другими глазами … «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен», помните?

Нельзя думать, что война — это что-то нестрашное, а революция — что-то хорошее. Это ВСЕГДА — боль, страх и смерть, и прежде всего они приходят к тем, кто не хотел ни войн, ни революций.

Семена для посева не должны быть перемолоты.

Содержание

Вернуться на главную

Полезная статья? Поделитесь с друзьями:
Профиль в Google+
Метки: графика, иллюстрация, истории, рекомендую, рисунок, художники

Трекбек

  1. Херлуф Бидструп об актуальном | Рисуем вместе

Ваш отзыв

  • Интересные ссылки:

    Вдохнвение перемен О счастье, саморазвитии и успехе.

    Про искусство Блог художника Сергея Меркулова

    aqq-project.ru Уроки масляной живописи

    Contemporary art
    Короче... о Живописи

  • ЖИВИ ТВОРЧЕСТВОМ
©2012 Все права защищены Рисуем вместе.
Simple Balance от Blogsessive. Перевод: BlogStyle.ru   
  • Главная
  • Рекомендую
  • Мастер-класс
  • Содержание
  • Курс «Я — художник. Первые шаги».
  • Спасибо за комментарий!
  • Результаты поиска
  • Курсы и тренинги
  • Курс «Портрет — профессиональный подход».
  • Вы подтвердили подписку.
  • Обо мне