Скетчбук художника. Скетчи в городе, в путешествиях, на природе
Возвращаюсь к практике написания рецензий к прочитанным книгам.
Сегодня это «Скетчбук художника» от Кэти Джонсон.
Ранее я уже писала о книге «Разреши себе творить» Натали Ратковски. Казалось бы, тема та же: зарисовки, творческие блокноты и тетради… Но, как выяснилось, это то, да не то.
Первое открытие от Кэти Джонсон: артбук и скетчбук — не одно и то же! Артбук — инструмент, прежде всего, дизайнера. Там могут быть коллажи, игра с формой и цветом, графические элементы. Всё то же самое может быть и в скетчбуке. Но всё же, это инструмент художника. Во всяком случае, когда листаешь обе книги, разница очевидна.
У Ратковски множество приемов и техник. Описано создание коллажей, текстурирование, включение в работу букв и надписей, различных штампов и даже природных материалов. Дизайн в чистом виде, направленность на поиск новых форм и выразительных средств. Такая своеобразная игра, помогающая увидеть что-то в другом ключе, натолкнуться на свежую идею. И отдых в то же время. Кстати, вы знаете, что озарения случаются обычно в моменты отдыха? Но не пассивного отдыха на диване перед телевизором, а когда человек отключается от проблемы, над которой думает, и занимается чем-то другим, связанным с первоначальной проблемой очень опосредованно. Гуляет, листает книги на тему, делает почеркушки, коллажи. И в какой-то момент цепочка ассоциаций замыкается… Так что, для людей творческих профессий ведение артбука может быть исключительно полезным.
Скетчбук для Кэти Джонсон — это дневник художника. Инструмент, помогающий запечатлеть в памяти всё, что художник видит и чувствует — цвета, формы, даже запахи. Это действительно так… Однажды я попала, практически случайно, на один семинар. На входе организаторы вручали зрителям блокнот и ручку. Кто-то делал записи, а я — рисовала. Людей на сцене, зрителей в зале. Лет 5 с тех пор прошло. И я до сих пор помню все, о чём там говорилось. Здесь есть какая-то магия. Понимаете, на рисунке, допустим, девушка в кресле зрительного зала, а я помню, что в этот момент говорили на сцене, даже отдельные слова и интонации…
Второе, что хочется отметить — книга Кэти Джонсон исключительно мотивирующая! Вообще, конечно, немного странно, что для того, чтобы рисовать, художнику нужна дополнительная мотивация. Но, в самом деле, нынче ритм жизни таков, что нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте. И мы бежим. А для того, чтобы рисовать, нужно остановиться хотя бы ненадолго. Ведь на бегу ничего не увидишь, а если и увидишь, это испарится из памяти в ту же секунду. И остановиться может быть не всегда просто. Честно признаюсь, хотя всю жизнь говорила студентам о том, что нужно всегда носить с собой блокнот и карандаш, делать наброски, сама этому совету следую далеко не всегда. Но сейчас, правда, начала опять рисовать. Благодаря книге, завела несколько блокнотов, разложила их так, чтобы все время были под рукой, бросила в сумку пенал. Это волшебно. Как возвращение домой. Помните, паровозик из Ромашкова? Если мы не увидим весну, мы опоздаем на всю жизнь.. Оказывается, для того, чтобы не опоздать, не обязательно все время бежать.
Что еще показалось важным. Нередко у художников (не только начинающих) возникает вопрос: «Что рисовать?». Вся книга, — это развернутый ответ. Автор призывает: «Ребята, посмотрите вокруг!». Сколько тем, сюжетов! Дома и в дороге, с друзьями, на природе и в городе. Даже один и тот же сюжет, если к нему возвращаться, будет выглядеть каждый раз по-новому (тут мне вспомнились соборы, точнее, один Руанский собор Моне). Разумеется, текст сопровождается огромным количеством иллюстраций, не только автора, но и других художников. Что, на мой взгляд, огромный плюс, можно посмотреть, как одна и та же задача решается разными авторами. Кроме того, всегда полезно смотреть на различные подходы, техники и приемы (не только посмотреть, но и подсмотреть;)) Про качество полиграфии, думаю, можно даже не упоминать, у МИФа оно всегда на высоте.
Понравилось, что часть иллюстраций в виде уроков. То есть, Кэти дает список необходимых материалов к каждому такому уроку, потом делает снимки на разных этапах рисунка, поясняя, что и в какой момент делает. Думаю, это может быть полезным, если сразу рисовать с натуры страшно, можно вначале попрактиковаться, повторяя такие уроки. Они достаточно простые и доступны даже для того, кто никогда не держал в руках кисть.
Резюме книги: скетчи, это просто, но при этом совершенно волшебно! А главное, это волшебство доступно в любой момент, стоит остановиться и достать блокнот и карандаш.
КНИГА НА САЙТЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА (кстати, у МИФа сейчас скидки))
А это уже несколько моих зарисовок, сделанных, пока читала)
Профиль в Google+
Ваш отзыв