Как понять акварель
Книжная полка. Руководство Тома Хоффманна.
Продолжаю публикации о полезных обучающих книгах для художников.
В прошлый раз я писала про «Мир акварели» Джин Хэйнс. Книга «Как понять акварель», хотя автор также пишет про акварелЬную технику, абсолютно иная. Нельзя сказать, что одна книга лучше другой, скорее они могут дополнять друг друга.
Главное отличие в направлении мысли… Джин Хэйнс пишет про эмоции, спонтанность акварели и о том, как раскрепоститься, полюбить случайность акварельных эффектов и даже целенаправленно к ним стремиться, используя в работе. Книга Тома Хоффманна, хотя его картины на иллюстрациях и выглядят очень спонтанными, рассказывает прежде всего о стратегии работы над акварельной картиной.
Многие любят акварель за ее легкость, живость и прозрачность. Но только те, кто пробовал с ней работать, представляют, скольких трудов стоит добиться вот этого ощущения легкости. На поверку оказывается, что для того, чтобы сделать быстрый и прозрачный этюд, необходим серьезный опыт и отточенная техника. Финальная картина, которую видит зритель, — это лишь вершина айсберга, вся же предварительная работа — наброски, этюды, неудачные попытки, все это остается за кадром.
Том Хоффманн рассказывает о процессе создания картины начиная от выбора сюжета. Объясняет, что привлекло его внимание в различных случаях. Говорит о том, как выбрать главное в сюжете, что можно обобщить, а то и отбросить за ненадобностью, на чем сконцентрировать внимание. Как делать предварительные этюды, чтобы они помогали в анализе сюжета, и как с помощью этюда выявить основные сложности в написании будущей картины.
Отдельная глава посвящена важнейшему, на мой взгляд, для акварелиста умению видеть натуру слоями. В самом деле, акварель остается прозрачной и чистой при условии минимального числа слоев. Том Хоффманн пишет о трех слоях как о максимуме. Чтобы сохранить ощущение свежести при многократных лессировках, нужен крайне высокий уровень мастерства, иначе акварель будет выглядеть замученной и грязной. Но и получить нужный тон «в один проход» практически невозможно, бумага «съедает» краску, то, что выглядело «вкусно» будучи влажным, блекнет высыхая.
Выход один — заранее просчитать, где сколько слоев понадобится, и в каком порядке их накладывать. Сложно? Дело понимания и опыта…
Другие главы о том, как контролировать влажность, как видеть тон и развивать чувство композиции.
Содержание книги можно прочитать на сайте издательства.
Мастер-классов по типу «повторяйте за мной, и у вас получится вот это», так привычных в интернете, в книге нет. Это пособие из тех, что дает не рыбу, а удочку.
Вообще, на мой взгляд, чем дальше, тем больше становится качественных обучающих книг по рисунку и живописи. Видимо, это связано с тем, что больше становится людей, желающих научиться делать свое, а не бездумно копировать чужую работу, и это очень радует.
В следующий раз напишу про еще одну книгу по живописи.
«Как понять акварель» на ОЗОНе:
Книга «Как понять акварель. Руководство для тех, кто хочет стать мастером» Том Хоффманн — купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой | 978-5-00100-183-6 |
Профиль в Google+
Ваш отзыв