Откуда берутся идеи — 3
Я уже снимала видео о том, откуда берутся идеи, и под одним из них был классный вопрос:
…Что делать инженерам, которые ограничены набором гостовских сортаментов. Все конструкции они вынуждены делать из небольшого числа предложенных жизнью вариантов. Красивого здания, конструкции сложно будет добиться, получается, что все инновационные идеи ограничиваются возможностью (весом, строением, толщиной).
У меня есть ответ, но он не всем понравится… Понятно, что ограничения и разного рода рамки напрягают и раздражают. Однако они, как правило, не только не противоречат творческому процессу, но являются важной и необходимой его составляющей.
Я не говорю, что при полной свободе творчества невозможно создать вообще ничего. Можно. Но вопрос в том, насколько интересным будет созданное.
Мозг человека заточен на решение проблем и преодоление препятствий, это вопрос выживания. И чем сложнее препятствие, тем более креативным будет решение. В спокойной обстановке, когда все ровно, активная генерация идей ни к чему, это бессмысленный расход энергии. А организм не склонен тратить энергию впустую, лучше сэкономить. А то, как водится, война, а мы уставшие…
В общем, нет проблемы – нет и решения. И если снять все ограничения и дать полную свободу творчества, любой забуксует. Потому что это задание из разряда «Пойди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что».
Большинство останутся на месте. Другие будут высасывать проблему из пальца. Еще вариант (и довольно неплохой): совершенствовать технику и мастерство. И как результат получить классную, технически безупречную, но абсолютно не цепляющую работу. Это, кстати, основная претензия современников (и не только) к мастерам позднего классицизма и некоторых других художественных направлений. Скучно!
Если говорить конкретно о проектировании, то современные инженеры и архитекторы со всеми их ГОСТами, СНИПами, техническими регламентами, намного свободнее в творчестве, чем зодчие на заре зарождения профессии, когда ни о каких ГОСТах и слыхом не слыхивали.
Ведь вспомните, с чего начиналась архитектура? С простейшей стоечно-балочной системы. Единственный вариант перекрыть пространство, это перебросить доску со стены на стену (с колонны на колонну).
Ограничение? Еще какое. Размер дерева и его несущая способность не так велики. А ведь уже в древнейших цивилизациях была необходимость возводить мосты через широкие реки и строить общественные здания. Проблема была решена с изобретением арки.
Но теперь возникает затруднение другого рода. Каменный арочный свод довольно тяжелый. Чтобы стены могли выдержать нагрузку, их приходилось делать очень массивными. Стена толщиной в 1,5 метра – в порядке вещей. Геометрия самая простая, без изысков. Окна маленькие, внутри темно и неуютно. Современному человеку романская базилика не покажется очень интересной с точки зрения архитектуры.
В общем, опять же ограничение, и довольно серьезное. Прорыв произошел, когда нашли, как его преодолеть. Разгрузить стену, не пожертвовав при этом прочностью.
Вот этот вот красивый пластический рисунок стен готических храмов, не что иное, как конструктивная система контрфорсов и аркбутанов, принявших нагрузку на себя. Это позволило делать стены потоньше, а окна – побольше, их заполнили цветные витражи. Усложнившаяся геометрия потребовала большего внимания к отделке. Торчащие из стен «ноги», сами по себе не особенно симпатичные, стали обыгрывать с помощью резьбы, скульптуры, каких-то дополнительных деталей. Красота!
И можно продолжать и продолжать. Но суть в чем, красивая жизнеспособная идея рождается в том случае, если есть какие-то ограничения и необходимость их преодолеть (или действовать, но строго в рамках). И это не только в архитектуре так, нет ни одной профессии, где было бы чистое, ничем не ограниченное, творчество. Если вы не строите воздушные замки, а переносите идею на какой-то материальный носитель, вы ограничены рамками, правилами, стандартами, физическими возможностями материала, имеющейся технологией, сроками, требованиями, бюджетом. И творческая работа зачастую состоит в том, чтобы лавируя между всем этим, создать что-то соответствующее правилам, но при этом все же интересное и красивое.
И если смотреть на творчество с этой точки зрения, можно найти массу примеров удачных и не удачных решений.
Первое, что приходит в голову – Давид Микеланджело. Я думаю, многим известно, что мраморная глыба, которую скульптор получил для работы, считалась испорченной. Никто не хотел за нее браться. С точки зрения конкурентов, это был абсолютно провальный заказ, после которого карьера Микеланджело была бы, по всей вероятности, закончена. Однако он сумел использовать этот негодный материал, со всеми его сколами и трещинами, таким образом, что в итоге вышел шедевр, которым до сих пор восхищается весь мир.
Знаете ли вы такие примеры? Буду признательна, если дополните в комментарии.
В общем, абсолютная свобода творчества в реальной жизни недоступна, это утопия. На практике любой художник так или иначе ограничен в своих возможностях. И это на самом деле хорошо, потому что, как ни парадоксально, ограничения стимулируют поиск творческих решений, а их отсутствие – блокирует поток…
Профиль в Google+
Ваш отзыв