Как рисовать, за столом или за мольбертом?
Мне недавно пришел на почту такой вопрос: «Как лучше рисовать, за столом или за мольбертом?»
Если честно, меня этот вопрос озадачил. Я поняла, что вертикальное положение листа при рисунке стало для меня настолько привычным, что я воспринимаю его как само собой разумеющееся. И мне даже не приходило в голову, что многие рисуют, сидя за столом. У этого способа рисовать есть существенный минус, поэтому я решила ответить на вопрос здесь, на своем блоге.
Рисуем за столом.
Когда лист лежит перед вами горизонтально, то, что на нем нарисовано, вы видите в перспективе, то есть, искаженно.
Допустим, вы положили перед собой лист бумаги и рисуете на нем круг и квадрат (лист бумаги на столе изображен в перспективе):
То есть, вы думаете, что это круг и квадрат. А когда разворачиваете рисунок прямо, то оказывается, что нарисовано на нем вот что:
Ну, круг и квадрат — формы простые, привычные. Можно легко заметить ошибку и исправить. А если нарисовано что-нибудь посложнее, часто, глядя на законченный рисунок, возникает странное чувство, будто что-то не так, но вот что именно?
Или, к примеру вы рисуете портрет. Допустим, такой:
А когда вешаете портрет на стену, видите, что на нем изображен совсем другой человек (плюс, композиция съехала куда-то вниз):
Это, конечно, не значит, что рисовать сидя за столом, нельзя. Но я бы советовала, во-первых, брать бумагу небольшого формата (не больше А4 — альбомного листа). Во-вторых, когда будете рисовать, время от времени ставить лист вертикально и смотреть, не поплыла ли форма. Тогда перспективных искажений вполне можно избежать.
Рисуем за мольбертом.
Мольберт предпочтительнее для более-менее больших рисунков. Ну и для живописи, разумеется. Никому же не придет в голову натянутый холст положить на стол и так писать?
Мольберты бывают разные, но существенное отличие между ними одно: за одними мольбертами нужно рисовать сидя, за другими — стоя. Мне, как преподавателю, нравятся мольберты, перед которыми приходится стоять. И не потому, что я люблю мучить учеников. Просто, когда стоишь, удобнее отходить от работы и смотреть со стороны. Это тоже нужно для самопроверки. Дело в том, что расстояние между работой на мольберте и художником не больше полуметра, а ошибки часто видны только на расстоянии.
На каком расстоянии? Нужно, чтобы весь рисунок целиком попадал в поле зрения. Лучше всего он будет восприниматься на расстоянии, равном его 1,5-2 диагоналям. То есть, если вы пишете картину 50*70 см, у вас должна быть возможность отойти назад хотя бы на 1,5 (а лучше, 2) метра.
Рисуем на планшете — компромисс.
И третий вариант — если покупать мольберт дорого (или места в квартире для него не достаточно), а за столом рисовать неудобно, можно использовать планшет. В принципе, не обязательно нужен именно планшет, это может быть любая доска, лист фанеры, или даже просто книжка большого формата. В общем, что-то, к чему можно прикрепить лист.
Планшет по размеру должен быть больше, чем рисунок. Можно поставить его на колени, другой край опереть о край стола, и так рисовать — я последнее время в основном так и поступаю. И, аналогично, нужно время от времени ставить планшет вертикально и отходить, чтобы взглянуть на рисунок на расстоянии.
[poll id=»3″]
P. S. В оформлении статьи использованы рисунки Херлуфа Бидструпа.
Профиль в Google+
Трекбек
Ваш отзыв