Объем цилиндра.
Как я уже говорила, видимый объем возникает там, где есть свет. И если с распределением светотени на прямоугольных предметах трудностей обычно не возникает — перепады на гранях видны невооруженным глазом, то рисовать круглые поверхности несколько сложнее. Солнечные лучи ложатся здесь по касательной, явной границы света и тени не видно, есть только очень плавный и незаметный переход между множеством полутонов.
Чтобы лучше разобраться, как распределяется свет на круглой поверхности, я предлагаю сделать следующее упражнение.
Вам понадобятся: линейка, циркуль, карандаш, тушь или черная акварель и круглая кисть — белка или колонок. Кончик кисти должен собираться в точку.
Первое, что мы делаем, это чертим заготовку. Рисунок будет без перспективы, просто боковой вид. Сначала с помощью циркуля рисуем план. Для этого рисунка будет достаточно половины круга. Затем тонкими линиями наносите контуры будущего цилиндра.
Далее, нужно будет получившийся вид поделить на равные участки. Просто расчертить его на равные отрезки нельзя, поскольку в перспективе они будут сокращаться. Поэтому, мы делим план на равные сектора, угол для сектора может быть любым, например, 5 градусов. А затем тонкими линиями переносим границы каждого сектора на боковой вид:
Далее нужно расчертить боковую поверхность вертикалями. Предварительная работа закончена.
Теперь наносим тон. Для этого где-нибудь в отдельном стаканчике приготовьте слабый раствор туши, такой, чтобы при нанесении на бумагу он давал слегка заметный серый тон.
Из предыдущего урока вы помните порядок расположения элементов светотени:
свет, блик, полутень, тень, рефлекс
Выберете, где в вашем цилиндре будет находиться свет. Потом заливаете раствором туши весь цилиндр, за исключением полоски света:
Как делается заливка — рисунок лежит под небольшим углом. Кисть вы обмакиваете в раствор, затем очень аккуратно слева направо проводите линию вдоль границы заливаемой плоскости. Потом снова обмакиваете кисточку в раствор и проводите еще линию, уже немного ниже. Следите, чтобы бумага была слегка влажной, но капли с кисточки не текли. Таким образом равномерно заливается вся плоскость. Такая техника называется отмывкой. Бумагу, на которой будет делаться отмывка, нельзя тереть ластиком — ластик разрушает ее структуру, и при отмывке будут появляться пятна, а тушь будет затекать в поврежденные места.
Когда слой туши высохнет, можно снова заливать плоскость, отступив от света еще на шаг:
Таким образом заливается вся плоскость цилиндра. Каждый следующий слой отступает от света на одно деление. В результате, тон набирается постепенно и в тени становится довольно плотным.
Не забывайте про рефлекс. Ближе к краю цилиндра оставьте более светлую часть.
Если с распределением светотени более-менее понятно, может остаться вопрос, как штриховать цилиндрическую поверхность при рисунке? Многие знают, что штрих должен ложиться «по форме», поэтому стараются всю боковую поверхность закрыть круглыми штрихами. Не всегда это получается достаточно аккуратно. Если и у вас трудности с рисованием эллипсов, не мучайтесь. Гораздо важнее формы распределение света. Поэтому штриховать цилиндр можно точно также, как мы только что делали отмывку — деля его боковую поверхность на вертикальные плоскости и постепенно набирая тон. Тогда рисунок получится объемным.
Профиль в Google+
Трекбек
Ваш отзыв