Уроки классической живописи. Джульетта Аристид
Очень давно собираюсь написать про эту книгу.
Я уже писала про «Уроки классического рисунка»
Новая книга, как и предыдущая, отличается исключительно академическим подходом. Мне кажется, в домашней библиотеке нужны обе.
В чем заключается академический подход? Прежде всего, это обучение вообще. От общих законов и правил. Понимаете, ведь сейчас гигантское количество ширпотреба, в том числе и в среде обучения. И это понятно, почему. Уроки о том, «как нарисовать яблоко», «как нарисовать котика», «как нарисовать что-нибудь ещё», можно штамповать до бесконечности. Снабжая «ценными» рекомендациями типа «смешайте на палитре охру с небольшим количеством ультрамарина». Кажется, я это уже писала…
Мне однажды вопрос задали, по поводу одного такого видео: — «Это все понятно, но откуда он знает, что нужно именно эти краски смешать»?
Вот это ключевое. Ты научился, когда ты понимаешь, какие краски и в каком количестве смешивать.
И это понимание возникает из знания общих законов, из учения о свете, цвете, перспективе, дополненных практикой. В книге Джульетты Аристид есть и подробная теория, и практические упражнения для закрепления знаний. Плюс огромное количество иллюстративного материала.
При этом собственно цвету посвящена лишь четверть книги.
Большая часть — про тон, баланс теплого и холодного, полутона. Вообще, как показалось, художница тяготеет к сдержанной, уравновешенной палитре. В этом, на мой взгляд, также проявляется классический подход. В «современном» (ну, в кавычках, довольно давно уже) искусстве все же много чистых, кричащих цветов. Вероятно, это связано с тем что производители могут предложить очень широкую палитру, и все краски яркие, красивые, «вкусные». И потом, мы основную визуальную информацию получаем с мониторов, а там чистота и яркость цвета совсем не та, что на холсте.
И начинающие художники часто тяготеют к использованию чистых цветов. Но правда в том, что в окружающем мире чистых цветов практически нет. Зеленая трава не зеленая, она может быть черной, синей или рыжей, в зависимости от освещения. Мы все видим высветленным или затененным, с бликами, рефлексами, взаимным влиянием цветов друг на друга.
И самое важное, цвет — понятие не столько физическое, сколько эмоциональное, субъективное. И иногда для передачи всего спектра ощущений достаточно 2 красок.
Казалось бы, самоочевидные вещи. Но это из разряда тех простых истин, которые не замечаешь, пока кто-то не обратит на это твое внимание. И автор рассказывает так убедительно, так вдохновляюще, что погружаешься в текст с головой, и эта книга действительно способна поменять восприятие.
Несколько советов от Джульетты Аристид:
Использовать лайтбокс для натюрморта, чтобы избежать попадания случайного света на постановку;
Обращать внимание на температуру ламп, использовать для постановки теплый или холодный свет, или их комбинацию, в зависимости от поставленной задачи:
Для моделирования светлых областей изменять не светлоту, а тон.
Делать монохромный подмалевок для картины в сдержанной цветовой гамме, и цветной для картины в ярких цветах.
Использовать ограниченную палитру, которой пользовались старые мастера, чтобы учиться у предшественников и совершенствоваться дальше.
В общем, на мой взгляд, книги Аристид — одни из лучших среди пособий по рисунку и живописи. Они наполнены любовью к искусству. Там нет простых решений, но автор учит видеть и понимать, вдохновляет искать собственные творческие решения. Это, на мой взгляд, и есть настоящее обучение.
Профиль в Google+
Ваш отзыв