Интервью с Викторией Патрушевой.
По многочисленным просьбам выкладываю текст интервью!
Видео- и аудио- версии вы найдете ЗДЕСЬ.
Александра: — Так, сейчас я соберусь с мыслями. У меня давно было желание с тобой поговорить. Наконец мы с тобой, спустя столько лет, встретились в такой гостеприимной мастерской нашей замечательной художницы Надежды Русиновой! Я рада, что ты приехала. Вика, твоя история мне очень нравится. Она не просто интересная, она очень вдохновляющая, на мой взгляд. Расскажешь нам? Я немного слышала, но для тех, кто нас посмотрит… Ты давно начала рисовать?
Виктория: — Рисовать нет. Сейчас посчитаю…5 лет назад.
Александра: — 5 лет назад… А чем занималась до этого?
Виктория: — По профессии я бухгалтер, работала главным бухгалтером много-много лет, потом всё поменялось в один день, можно сказать, и средства к существованию в один день закончились. И нам пришлось с моей дочкой, ну, выживать, можно сказать. Жить, как-то пристраиваться в этой жизни, начать всё по-другому. Не так, как раньше. Меня всегда спрашивают: «Как, страшно было?». Я говорю: «Очень страшно было», очень страшно. Сказать себе, что бухгалтером я больше не пойду, это не мое, и работать там я не хочу, это не моя работа, мне скучно и неинтересно. И нужно делать что-то как-то дальше. И у меня была подруга… она есть конечно, просто мы сейчас меньше общаемся. И она мне сказала: «Вот посмотри, что сейчас будет с тобой происходить. Вселенная или Господь Бог, он не может постучать к тебе в окно и дать мешок денег. Но помощь будет приходить к тебе со всех сторон через людей, и отказываться нельзя и от десяти рублей, которые тебе дадут. Если ты скажешь «Спасибо, не надо», поток закроется и просто ничего не будет. И когда я услышала её слова в тот момент, и на самом деле стала приходить помощь от многих людей, приходили 2 раза очень большие суммы денег в конверте. От людей приходили деньги, в том числе от тех, про кого я никогда бы не подумала, что что-то может придти вот оттуда. И многие люди, родственники, в том числе сестра, близкие там какие-то, просто отвернулись и все, потому что статус поменялся. От богатой женщины, состоятельной, ездящей на машине, имеющей мужа богатого с заводами-пароходами, а тут осталась без средств к существованию. И надо было тот момент пережить. Я знала, что так происходит, но на тот момент происходило всё со мной. Но Вселенная очень нас любит, и помощь приходит, ты доверяешь и говоришь: «Да я готов», но это очень трудно. Представляете, жить всегда кому-то помогая и давая, а тут приходится брать, даже те же десять рублей, — это просто было для меня невозможно. Но я это проживала и переживала. Потому что понимала, — если сейчас не возьмешь и не поблагодаришь, больше помощи не будет. И ситуаций было много разных. Могли постучаться в дверь, принести мешок продуктов, сказать «Ой, привет», совершенно чтобы меня не обидеть, как будто между прочим оставляли пакет, и потом можно было жить целую неделю. То есть ситуаций, вот этих чудес, целый год было много. И мне дочка потом сказала: «Вот, мам, у нас же не было денег. Но они всегда были». У нас не было такого, чтобы не было денег.
Но про рисование… Ну конечно, я встретила Сашу Потапова (он тоже художник) , влюбилась, приехала в замечательный город Златоуст, и Саша как-то смог разглядеть что-то во мне, помочь в себя поверить, он говорил: «Ты художница, художница». Я думала «Сумасшедший, он просто любит меня». Ну какая художница, говорю: «Ты посмотри, у меня тут нарисовано криво, руки кривые, нос вот тут кривой, я хочу вот это, а у меня вообще не получается». А он говорит: «Ты самая талантливая девочка на свете, ты лучше всех рисуешь. Ты только рисуй, рисуй, рисуй…». Он так меня хвалил, он конечно очень меня поддерживал, чтобы я только занималась этим. И вот я рисую, и я теперь сама знаю, и я это хочу. Мне бы очень хотелось больше рисовать, больше времени рисованию уделять. Но пока я больше делаю массаж, этим зарабатываю деньги. Но, наверное, раз я хочу больше рисовать, нужно как-то на это решиться. Вчера Оля сказала мне: «Тебе просто надо поднять цены на твои рисунки, и тогда вообще всё будет хорошо». Может быть, и это надо сделать. Поднять цену на свои рисунки.
И это уже никуда, это внутри… И я договариваюсь с ангелами: «Вы подождите, пожалуйста, да, я знаю, я буду, я сяду, я начну это рисунок рисовать…». И рисую. И следующая выставка у меня будет в Праге.
Лена: — Скажи, как ты дошла до выставок?
Виктория: — Ну, я рисую себе свои рисунки… вот начала когда рисовать уже свои какие-то вещи… Тоже все через людей. Приезжают мои друзья из Екатеринбурга и покупают у меня несколько работ. Очень трудно было мне цену сказать.
Александра: — А как ты, кстати, назначила цену?
Виктория: — Ну, мне сказали: «Ладно, ты в декабре приедешь, привози рисунки и уже скажешь цену, потому что мы работы купим, какую бы ты цену ни сказала. Просто мы забираем вот эту, вот эту и вот эту твою работу». Но я сколько-то там себе смотрела, чтобы чувствовала, какую цену назвать. Чтобы она была не высокая и не маленькая. Чтобы хотя бы меня она удовлетворяла, — с чего-то начать. Я решила, какая это будет сумма, приехала и говорю: «Цена вот такая». У меня без всяких проблем купили.
Лена: — А если не секрет, то какая цена?
Виктория: — По-моему, была 1000 рублей, работа 50х70. То есть, начинала с этого – «хочу тысячу». К покупателю картины пришел друг, спросил: «Что это у тебя такое интересное?». Он ответил: «Вот тут девочка живет в Златоусте, она рисует». А тот говорит: «А я хочу, чтобы выставка у меня была». А он работает в центре народного творчества города Екатеринбурга. «Я хочу, чтобы эта девочка сделала выставку в нашем центре». Мне позвонили, сказали: «В следующий раз приедете, заключать будем договор», Я приехала, заключила договор, что у меня через 8 месяцев будет выставка. Приехала и 9 месяцев рисовала выставку. И она случилась. Это была моя первая персональная выставка. А вторая выставка была весной, в центре японской культуры в Екатеринбурге. Тоже руководитель увидел работы, говорит «А у нас будет через год 20-й фестиваль японской культуры в Екатеринбурге, не хотите поучаствовать? Ваши работы, а я договорюсь с помещением». Я говорю: «Хочу». И я год рисовала для этой выставки. И выставка случилась и очень успешно прошла, и очень много было заказов на рисунки. Не Японию, Японию я не рисую. На сегодняшний день я знакомлюсь с человеком, мы пьем чай, он или она смотрит мои работы и говорит: «Я хочу, чтобы ты нарисовала для меня». Я рисую, говорю: «Приходите, смотрите. Если вам откликнется, то возьмете». Откликается, — еще никто не отказался от моей работы. Начинают рассказывать мне историю, что там нарисовано. Я говорю: «Да, наверное, это так». Очень удивляюсь, я не знаю, как это происходит.
И вот пришли к выставке, которая состоится в Праге. Есть уже договоренность на сегодняшний день с галереей, которая меня ждет. Пока у меня нет ни одного рисунка к этой выставке, только в голове с чего я хочу начать. И вот сейчас я как раз заканчиваю свои дела до конца месяца, и уже 1-го декабря уезжаю в Прагу, где буду 3 месяца жить и уже конкретно рисовать для своей выставки. А потом будет Италия, Германия и дальше.
Александра: — Фантастика! Ты так рассказываешь, как будто это всё невероятно просто, раз-два и все само собой происходит. Это всегда было, или были какие-то спады, шишки?
Виктория: — Нет, сейчас я спокойно рисую и все. И это очень нравится мне, — то, что я делаю. И на сегодняшний день я понимаю, если нравится мне то, что я делаю, не важно, делаю я массаж или рисую, обязательно будут люди, которое это увидят, притянутся и процесс пойдет. Я почему-то думаю, что если нравится человеку делать, все, что угодно, стряпает ли он вкусный торт, или что-то еще, обязательно найдутся люди, которые будут это ценить. Если это искренне делает этот человек, чем бы он ни занимался, не только я, если ему это на самом деле нравится. Потому что увлеченных людей, творческих, очень много. Столько женщин делают руками необыкновенные вещи, валяют ли они тапочки, или бусики какие-то делают. И если это им нравится, обязательно кто-то придет и скажет: «Ах! Я это хочу! Я обязательно себе это возьму!». И купит для себя, потому что это идет через человека. Я думаю, что так это происходит.
Александра: — Скажи, ты ведь начала рисовать уже будучи взрослой, не было каких то комплексов, что вот, я в художественной школе не поучилась?
Виктория: — Нет, когда мне Саша сказал: « Ты не хотела бы нарисовать?», я сказала: «Так ведь я никогда не рисовала». Я никогда не рисовала и не умела это делать, я не рисовала с моим ребенком. С моей девочкой занималась свекровь или сестра мужа, и девочка у меня прекрасно рисует. Но когда она подходила в детстве ко мне и говорила: «Мама, ты нарисуй мне собачку», и я начинала что-то делать, она говорила: «Господи, ты ж рисовать не умеешь». Я говорила: «Да, иди лучше к бабушке, она тебе нарисует». Я никогда не рисовала даже со своим ребенком. И когда Саша мне сказал: «Ты не хотела бы попробовать?», я говорю: «Я не умею». А он мне: «Так ты попробуй». И я начала пробовать. Он мне говорил: «Ты молодец, ты рисуй». Я не знаю, как он это сделал, как он эту веру в меня вдохнул. И вот когда настолько любят друг друга люди, вот есть это доверие, происходит какое-то волшебство. Я вначале говорила: «Да он просто любит меня». Я же вижу, что это не нормально, ну как так можно? Он мне альбомы художников принес, открыл мне Модильяни. «Ты же видишь, говорит, какая асимметрия на лицах! Это же мировое искусство!». Я говорю: «Да? Дай-ка я посмотрю этого художника, и этого художника…». Конечно, мы ходили на выставки. И мне это все было интересно, потому что я никогда не ходила в галереи, ничего не смотрела, как вот этот художник рисовал, и этот. И вот так постепенно… Конечно, он сказал: «Ты талантливая девочка, ты только рисуй».
Александра: — Поддержка близких, — это очень много значит. А все тебя поддерживали? Ты вот говоришь, тебя Саша поддержал, был от друзей отклик, от незнакомых людей, А были наоборот, критические какие-то замечания?
Виктория: — Нет, такой критики не было. Но Саша мне всегда говорил, еще когда первая выставка была: «Будь готова к тому, что не все люди будут приходить и говорить «Ой, как мне нравится». Будут люди, которые скажут: «Это вообще неправильно, это нельзя». Но это нормально. Это происходит со всеми художниками, кому-то нравится, кому-то не нравится, на это внимания не обращай». И я не обращаю внимания. Со мной и не было такого случая, чтобы кто-то пришел и просто говорил мне, что это неправильно. А потом, то, что я рисую, — там нет никаких правил. В моих рисунках. Куда идет рука, то я и рисую. Но, допустим, когда я у Надежды занималась, мы писали, и она объясняла: «Посмотри, вот веточка идет вот здесь вот так, и обязательно у нее должно быть продолжение. И если будут это видеть специалисты, они увидят ошибку. И если правильно рисуешь, то должно быть видно, что у этой веточки есть продолжение – листик, цветочек. И я понимала, если я пишу натюрморт, я должна сделать правильно, по всем правилам, и люди, которые занимаются этим, мне скажут «это должно быть вот так и вот так». А в том, что делаю я, нет правил никаких. Мне это очень нравится. Никто не может подойти и сказать: «Ты нарисовал здесь неправильно», потому что это чисто творческий процесс. Мне скажут: «Ты не умеешь рисовать». Да, я не умею.
Александра: — Но ты всё равно учишься, и у Надежды Русиновой в мастерской занималась.
Виктория: — Да, мне было очень интересно, что такое масло, я очень хотела попробовать. Попробовала. И еще хочу, может быть когда-то, я же не знаю, как будет дальше, масло или еще что-то.
Александра: — То есть в рамках своего стиля существуешь, но хочешь чего-то еще?
Виктория: — Очень хочу батик попробовать, роспись по ткани, Пощупать, что это такое. Где-то внутри себя я знаю, что бы я хотела сюда привнести. Меня просят многие люди, и уже давно, рисунки на одежде. Говорят: «Рисуй, мы это будет носить на себе». А я пока не знаю, как это совместить. Я думаю, если я пойду поучусь батику… Я это очень хочу сделать, — все техники, которые существуют на сегодняшний день, попробовать, чтобы уже что-то свое найти. Так что это безграничное учение, хочется и то попробовать, и это, но пока оставляю свои рисунки, то, что делаю я. Может быть, я себя обманываю, что у меня нет времени, потому что много времени занимает массаж, но попробовать хочу. И думаю, что я это сделаю. Говорю себе: «Хватит придумывать отговорки, иди пробуй». Потому что уже просят люди, и говорят «Мы уже 2 или 3 года ждем, когда? Когда это случится? Мы готовы это носить, готовы покупать и готовы ждать». Трясут меня периодически. Так что есть куда двигаться.
Александра — Я знаю, что выставка, к которой ты готовишься — это один из таких замечательных толчков. И это очень нужная ступень.
Виктория: — Там я тоже хочу что-то новое, даже в своей технике. Пока не буду говорить. Сейчас я начала, думаю, наверное, надо попробовать так всю выставку сделать. Или не всю, но хотя бы часть будет такой, как ты хочешь. Посмотрим. Сама с собой разговариваю…
Александра: — Ну что ж, ладно. Надо закругляться. Очень интересный разговор, я бы еще продолжала и продолжала… Спасибо тебе большое за то, что нашла возможность встретиться и рассказать. Очень хочу к тебе на выставку в Прагу.
Виктория: — Все поедем. Всех вызову, полетим на самолетах в чудесный город.
Лена: — А теперь расскажи, как найти в себе силы начать рисовать. Все равно же была какая-то лень? Или ты прямо с энтузиазмом начала?
Виктория: — Нет, лени никакой не было. Это было неверие в себя. Я же не могу, я не умею! Что значит нарисовать рисунок, если ты никогда этого не делал? Если ты никогда не пек торт тот же самый, а тебе говорят: «Испеки торт, чтобы было столько-то коржей и ягодки вокруг». А ты никогда этого не делал, и ты понимаешь, что ты хочешь это сделать. И ты начинаешь пробовать. Ты, может, будешь выбрасывать коржи в помойное ведро, но ты все равно пытаешься. Даже если у тебя сразу не получится. Но если искренне твоё желание, настанет момент, когда ты будешь делать это легко, с удовольствием. Главное, что ты хочешь с любовью это все делать. Любовь — самое главное. Неважно, чем ты занимаешься, неважно совершенно. Даже моешь пол. И то, ты прибираешь свою квартиру с любовью,– это совсем другое состояние. Все пространство меняется. Если не хочешь это делать, — не надо, можешь идти гулять или еще куда-то. Но не делай. Делай тогда, когда такое состояние есть, когда скажешь: «Я хочу сегодня прибрать! Чтобы пространство было чистым». Тогда всё получится, и это заметят все, кто придет к тебе в дом. Скажут: «Что такое, наверное это травка волшебная в чае была, в этом вся изюминка». А что произошло на самом деле, это не понятно. Что тут женщина сделала в этом пространстве, это же никак не пощупать. Вот.
P. S. Если вам понравился рассказ, поделитесь с другими, нажав социальные кнопки ниже. И буду благодарна за комментарии.
Профиль в Google+
Ваш отзыв