Как перестать беспокоиться и начать рисовать!
Девиз этого блога — «Научиться рисовать может каждый!». Трудно сказать, верит ли человек, когда опытный художник говорит ему, что талант не нужен, чтобы начать рисовать, а способности к рисованию есть у всякого. Может быть, он думает: «Да, тебе легко говорить, когда умеешь».
Я понимаю, как трудно принять решение начать учиться рисовать, особенно в зрелом возрасте. Вокруг масса поводов для сомнений. Люди задают один и тот же вопрос: смогу ли я стать художником? Мое это или нет? Делать что-то вопреки тяжелым мыслям, не особенно надеясь на успех (и даже не веря в него), очень непросто. Беспокойство, сомнение и неуверенность в своих силах мешает многим начинающим художникам двигаться вперед.
Но, по большому счету, эти сомнения ничем не обоснованы, а сомнение в себе идет от неверного понимания того, что именно необходимо, чтобы достигать хороших результатов в рисовании. Одним из популярных ошибочных мнений является следующее: для того, чтобы рисовать, нужен талант.
Если вы считаете, что для успешного обучения рисованию нужен талант, то вы допускаете распространенное, но серьезное заблуждение. Возможно, к нему вас подтолкнули пространные объяснения других художников о том, как они научились рисовать. Возможно, вы смотрели на понравившиеся вам рисунки и пытались нарисовать так же сами, но после нескольких попыток результат не стал лучше уровня, который был в детстве. Вы подумали, что если у вас не получается рисовать, а у другого человека получается, то у него есть талант, а у вас нет. Так или иначе, вы рассматриваете умение рисовать как талант, нечто данное, то, с чем можно только родиться.
Такой подход имеет лишь один результат: он прочно поселяет в вас чувство неуверенности в успехе, недоверия к себе. Вы начинаете искать ответ на вопрос: «А дано ли мне рисовать?», бесконечно долго пытаетесь поверить в себя как в художника, ищете ответ в гороскопах и тестах. Увы, результат таких поисков только укореняет сомнение в себе.
Я испытал тяжесть беспокойства и неуверенности на себе. И так и не получил ответа, смогу ли я стать художником. Его не получите и вы, как бы упорно ни искали. Даже если кто-то скажет вам, что вы прирожденный художник, это принесет мало пользы, потому что все равно не разовьет ваше умение рисовать. Раздумывайте сколько угодно, вы только застрянете в постоянном анализе себя и так и не примите решение взяться за рисунок. Никогда не настанет так называемый «подходящий» момент для того, чтобы поверить в свои силы и начать рисовать.
Чтобы поверить в себя как в художника, придется доказать это себе самому. Вам не нужно ничье разрешение, чтобы заниматься рисованием. Базовые способности для этого у вас уже есть, просто нужно их развить. Не стоит даже начинать искать в себе талант. Он раскрывается вместе с практикой рисования, а не с рождения. Лучше решите для себя, есть ли в вас готовность каждый день выделять пару честных часов, чтобы работать над рисунком, трудиться над тем, что не выходит и закрепять то, что получается. Об этом в первую очередь нужно думать начинающему художнику. Способность переносить видимое глазом изображение на бумагу есть у всех людей на том или ином уровне, но если эту способность совершенствовать, рисунок будет постепенно получаться лучше и лучше.
Если эта мысль не кажется убедительной, то результаты исследования американского психолога Бенджамина Блума наверняка внесут ясность. Он собрал данные о детском возрасте 120 высокоуспешных спортсменов, музыкантов, деятелей искусств, математиков и даже врачей, удостоенных международных наград. К своему удивлению, Блум не нашел никаких показателей, которые с детства предрекали бы успех этих людей в будущем.
Другими словами, не существовало некоего «врожденного таланта», которым можно было бы объяснить выдающиеся успехи. Но что же тогда помогло добиться международного признания? Постоянные тренировки, обучение под руководством преданных делу инструкторов и поддержка семейного круга.
В рисовании количество и качество подготовки являются ключевыми факторами. Это позволяет с уверенностью сказать: художниками-профессионалами не рождаются, ими становятся. Винсент Ван Гог начал рисовать в 27 лет, и он не был неким особенным ребенком. Ремеслу художника он обучился путем упорной работы, не давая волю сомнению.
Сомнения, а точнее, самокопания, принесли мне самому немало вреда и стали причиной потери времени. Я долго не решался начать учиться рисовать, беспокоясь о том, есть ли у меня талант. Сейчас мне ясно, что стоило думать не про талант, а про то, приносит ли рисование радость и удовлетворение. Я сказал себе, что чтобы мне развиваться как художнику, нужен постоянный труд, без этого никак. Но без радости и интереса к рисованию работа превратится в подобие обязанности и станет обременительной.
Когда понимаешь, что другим путем кроме как постоянно работать и практиковаться к достойному уровню рисования не приблизишься, тогда уходят все вопросы о таланте, о том, «мое это или не мое». Хочу привести для вас цитату из книги М. Зденек «Развитие правого полушария», к которой я обращаюсь почти ежедневно: «Зрелое творчество требует обязательств. Для развития таланта нужна нешуточная дисциплина, если у вас серьезные намерения относительно вашего творчества, потому что на многие приятные занятия не будет хватать времени. Отведите определенные часы для регулярного развития своих способностей. Зафиксируйте дни, в которые вы будете работать, и назначьте определенное время. Строго соблюдайте это расписание».
Вот перечень того, что действительно очень желательно иметь, если есть намерение серьезно учиться рисовать:
- интерес к рисунку, желание изображать мир вокруг себя или из своего воображения;
- возможность ежедневно работать самостоятельно хотя бы около двух часов в день;
- дисциплинированность и регулярность занятий;
- опытный наставник или справочные руководства.
Для слабовольных и нетерпеливых путь к успеху в рисовании закрыт. Когда я серьезно решил стать художником, мне пришлось забыть сказку о гении и таланте и принять более реалистичный подход к развитию своих способностей. Мне хотелось верить в легкий путь, но достижения в рисовании не приходят внезапно и легко. Для этого нужно приложить осознанные усилия. Самое трудное в рисовании для меня, пожалуй, упорная работа. Когда кисть оставляет размытые пятна, а штрих выходит неровным, надо найти силы продолжать. И здесь помогает любопытство, живой интерес к рисованию, приятное ощущение единства с рисунком. Я уверен, что усилия и время принесут самое главное и самое приятное — успех, достижения. Они невозможны без труда, они приходят не к талантливым, а к упорным. Они — та радость, ради которой встаешь на путь художника.
Профиль в Google+
Трекбек
Ваш отзыв