Выбор картины.
В гостях у «Творческой жизни» сегодня необычная и яркая художница Мария Трудлер. Многие читатели моего сайта уже знакомы с ней, если нет — очень рекомендую посетить ее блог Дневник художника. Маша — нестандартно мыслящий человек, к тому же наделенный даром интересно излагать свои мысли. Здесь я публикую ее статью — размышление об искусстве и его месте в нашей жизни.
Должна ли картина быть приятной для глаз? Что делать художнику, если его творчество не соответствует вкусу обывателей? Зачем вообще нужно искусство?
Как бы вы ответили на эти вопросы? Предлагаю обсудить в комментариях.
«Не поверите, как много людей повесят себе картину с электрическим стулом в комнату, если цвет картины гармонирует с занавесками.»
Энди Уорхол
«Какой смысл быть художником, если не отстаивать свои взгляды?» — спросила меня Александра в пылу дебатов на ее блоге. Разговор развернулся к посту-опросу о покупке картины для дома. Должна признаться, что меня давно волнует тема утилитарности искусства. Что делать с картинами? Какой смысл в творчестве? Жить от картин, продавая их, практически не реально. Дарить? Все не подаришь. Остается только находить им все новое место, складывая в растущий с годами домашний архив. Для самой себя я решила, что буду рисовать, несмотря ни на что. Когда-то мои мысли об искусстве знали только близкие мне люди. С появлением блога ситуация немного изменилась. Все, что я думаю, можно прочесть там.
Так какая живопись интересует людей? Обычно разделяют высокое искусство и незамысловатую, приятно-понятную живопись в рамочке. Выбор прост. Для души – в музее, для дома – картинка в тон к дивану. Меня это раньше приводило в бешенство. Давно уже смирилась. Самые популярные и покупаемые работы на сегодняшний день — это реалистичные пейзажи и натюрморты. Последние приводят людей в благостное умиление, близкое к поклонению. Айвазовский и Шишкин. Их стиль самый популярный среди художников. Как-будто они живы до сих пор. Все хотят картину, «как фотография». И художники и покупатели. Начинающие творцы стремятся достигнуть идеала машины.
«Вещи, которые я хочу показать вам, механические. У машин меньше проблем. Я бы хотел быть машиной, а вы?» Энди Уорхол
Уорхол обожал повторение. У меня ощущение, что его мысли воплощаются в жизнь повсеместно. Но не проще ли сделать принты? Напечатать то, что нравится. Не понимаю почему надо рисовать, как Шишкин, если существует фотоаппарат. Для чего тогда художественная фотография? Сильнейшее средство самовыражения, кстати. Вид искусства. Так становитесь фотографами, господа художники, если хотите, чтобы было, как на фотографии! Если бы еще глаза и сердце покупателей раскрылись для более различных картин… Но это напрасная мечта. Не будем о грустном.
«Художник – это создатель вещей, которые людям не нужны. Но он считает, что им стоит обладать его произведениями.» Энди Уорхол
Вопрос о выборе картины обычно стоит у обеспеченных людей, склонных к эстетике и готовых украсить свой интерьер по своему вкусу. Картину они воспринимают, как дополнение к дизайну. Смотря на нее, как на цветовое пятно, приятное для глаз. То есть им нужно лишь декоративное искусство, которое не стыдно повесить над диваном и продемонстрировать гостям.
Художников, обслуживающих эту небольшую группу любителей прекрасного, огромное количество. Все мои знакомые художники, которые знают, что такое продажа картин на своей шкуре, рассказывают, что вкусы людей всем известны и очень ограниченны. Арт-рынок безжалостно отвергает все новое и незнакомое. Люди предпочитают искусственные картины, а не искусство.
Скучными, одинаковыми, сувенирными (или «чемоданными» — для туристов) картинами забиты до отказа галереи и фестивали, ярмарки и улицы художников. Еще и Китай помогает в этом прибыльном деле. Выживают те художники, которые подстраивается под вкусы большинства. Продаются гладкие, лакированные, галерейного типа картины. То есть такие, которые идеально подходят для того, чтобы выставить их в галерее. Это какие же? На которые с большой вероятностью найдутся покупатели. Они выглядит, как надо – прямо бери, неси домой и вешай над диваном.
Правда, по рассказам галеристов, ситуация печальная – продажи падают, никто не ходит на выставки… Народ уже никакими картинами не интересуется. Сейчас главные клиенты коммерческих галерей – это сами художники, как ни странно это звучит. Галереи выживают от найма художников, которые платят им за свои выставки. Смешно, на днях получила несколько писем от одной нью-йоркской галереи с перечнем их услуг. За год они берут с художников по 3000$.
Я сама покупала картины и скульптуры от друзей художников, менялась с ними работами. Поэтому дома есть небольшая коллекция. Мой выбор всегда очень прост. Если я чувствую искусство с большой буквы, то куплю работу. Тем самым я, с одной стороны, поддержу художника в его нелегкой доле, а с другой — помогу выжить искусству. Меня не смущают тяжелые, откровенные картины, как у Гойи или Пикассо. Наоборот, я бы не вынесла приятную картину, созданную исключительно для продажи и интерьера. Такие я вычисляю сразу. И дома у меня такие не появятся никогда. Приятность для глаз – это последнее, что меня интересует в искусстве.
Пришло время больших экранов, картины постепенно уходят в антиквариат. Недавно смотрела ролик, как знаменитый художник Дэвид Хокни прислал на выставку свои компьютерные картины одним файлом. Его творения экспонируются на больших мониторах выставочного зала. Похоже, что это один из вариантов реального будущего для художников. Поэтому все пустышки окажутся выброшенными за ненужностью.
Ради чего я делюсь своими размышлениями? Моя маленькая цель – это облагородить вкус к искусству у интеллигентных людей. Тех из них, кто читает умные книги, слушает хорошую музыку, смотрит художественное кино. А в живописи, как правило, не разбирается совершенно. Оставшись на уровне картинок со школьных учебников. Большинство из них никогда не купит для дома слишком живое, воздействующее, шокирующее искусство. Оно никому не нужно. Но почему? Где справедливость?
«Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все.» Оскар Уайльд
Почему писателям, музыкантам и поэтам позволительно даже с точки зрения обывателя искреннее самовыражение, а художникам нет? Им что одну красивость да приятность для глаз изображать? Никому и в голову не придет упрекать писателей за грустные, глубокие, страдальческие строчки. Зато художников сразу психами назовут за тоже самое. Но ведь и они исследуют человеческую природу, только своими способами.
«Всякий художник — духовный химик, предоставляющий впечатлениям собственную душу для реакций — и они в точности повторяются в реальном мире, или скорее — это именно они и есть истинно реальный мир.» Морис Метерлинк
Разве искусство только для музеев? Эти музеи, кстати, все собраны из частных коллекций. Сказал великий Леонардо: «Живопись – царица искусств». Он ей отдавал первое место даже среди всех дел человеческих. Так высоко ценил ее свойства.
Именно поэтому, я считаю, картину нужно выбирать по силе духовного (эмоционального, интеллектуального) воздействия, а не пустой приятности для глаз.
Картина перед глазами всегда. И будет человек думать и чувствовать, глядя на нее. Разве это не прекрасно? Сильная картина невольно делает человека более тонким, более восприимчивым, более живым. Более человечным. Более настоящим. Она способна будить человека ото сна каждый раз, когда он на нее бросит случайный взгляд. Это ли не чудо?
Автор: Мария Трудлер
Профиль в Google+
Трекбек
Ваш отзыв