Разговор с художником о деньгах.
Обычно художников не спрашивают о деньгах, очень уж эта тема неудобная. В прошлой статье проводился опрос, может ли художник зарабатывать своим творчеством? Тема, конечно, спорная, и мнения есть разные, это видно и в комментариях на сайте, и в обсуждении в группе.
Я решила задать этот же вопрос профессиональному художнику. У меня в гостях сегодня Сергей Меркулов.
Александра: Сергей, расскажи немного о себе, кто ты, чем занимаешься?
Сергей: Художник, автор сайта «Блог художника», дизайнер.
Александра: Художник — понятие слишком общее, по сути, так себя может назвать кто угодно. Большинство «свободных художников» занимаются творчеством в свободное от работы время, для тебя же, насколько я понимаю, творчество — это и есть работа. Расскажи немного о своей профессиональной деятельности.
Сергей: Скорее не так. Как раз сейчас я занимаюсь творчеством именно в свободное от работы время. Когда есть ребёнок, нужна стабильная зарплата. У художника всё волнами. Сегодня можно продать 5 картин, а потом несколько месяцев сидеть на сухарях. Я пока не могу позволить себе такую роскошь.
Сейчас моя профессиональная деятельность — это дизайн и вёрстка.
Александра: Зря ты так, дизайн и полиграфия — тоже творчество, и еще какое! А чем ты занимался до этого?
Сергей: До этого была учёба и работа. Но живопись занимала очень много времени. Не сравнить с теперешним. Правда, учился живописи я не столько в универе, сколько у одного знакомого художника. В универе вообще учили не очень, а частные занятия в мастерской хоть и били по карману, но там был и результат.
Александра: Да, знакомая ситуация. Есть миф об обязательности «корочек». Сколько раз видела, человек отлично рисует, причем учился альтернативными путями — или самостоятельно, или на частных уроках, как ты. Но при этом вздыхает, вот, институт я не закончил. Как будто диплом дает разрешение считать себя художником. И в то же время, есть множество примеров того, как закончив художественный вуз, человек рисовать так и не научился. Тебе ведь отсутствие «корочки» не помешало реализовать себя в профессиональном плане?
Сергей: Нет, не помешало:) Но этот миф очень сильно сидит в наших сознаниях. Я вообще сторонник учёбы. Есть шанс, что человек, всё же, что-то да вынесет из университета. Это как критерий оценки у обычных людей. Хороший художник видит другого хорошего художника. А люди нет. Людям нужны доказательства — диплом. Хотя если брать общечеловеческий фактор, то да, ты права.
Александра: Ну, мы же говорим про продажу картин. Кто, покупая картину, будет интересоваться образованием автора? Его имя-то никому не интересно. Ну, если, конечно, это имя еще не достаточно широко известно. Так все же, давай вернемся к вопросу о заработку для художника. Насколько реально обеспечить себя и семью, занимаясь творчеством? Учитывая распространенное мнение, что это не реально в принципе?
Сергей: Я скажу, так. Если вы свободный художник, то это реально как дополнительный заработок. Если художник известный, то за одну проданную картину он может жить несколько месяцев.
Хорошие иллюстраторы, попав в нужное русло, могу очень прилично и стабильно зарабатывать.
В моём случае, это был дополнительный заработок. Я тогда учился, и рисовал дома. Я не стремился продать, поэтому рисовал то, что мне хотелось и так как мне хотелось. Но как ни странно я почти всё продал. Из того, что было, осталось, наверное, штук 7 работ.
Ещё один момент, покупали у меня только масляную живопись, графика в принципе не продаётся. Да, на выставку графику берут охотно, но, чтобы продать, с этим проблемы. Люди в большинстве своём хотят цветной работы, и почти всегда это масло
Александра: То есть, не имея ни официального диплома в кармане, ни раскрученного имени, не пытаясь подстроится под «требования рынка», ты успешно продавал картины? Скажи, как ты находил покупателей (или как они находили тебя)?
Сергей: Я работал на территории Союза художников в типографии. И там много было клиентуры, которые приходили за картинами. Участвовал в выставках, был на виду.
Александра: Кстати, мне очень интересно, на выставках картины тоже продаются? Или это только способ заявить о себе и «влиться в тусовку»?
Сергей: На выставках работы продаются редко. Там дороже:) Скорее это способ заявить о себе)
Александра: Итак, первая рекомендация по продаже картин: выставлять их там, где их может увидеть потенциальный покупатель. В твоем случае, это художественная мастерская, я правильно понимаю, что туда люди приходили именно чтобы купить картину?
Сергей: Я не знаю, что порекомендовать. Честно. Каждый случай индивидуален. Нужно светиться, где только можно) Раскрутка — это первое, чем нужно заниматься, если цель продажа… Можно выйти на бульвар со своими картинами и стоять там. Многие художники так делали. У меня есть старый художник в друзьях, она рассказывал, как они продавали на бульваре, еще в те времена, когда там стояли не бизнесмены, а настоящие художники. Люди покупали. Заработок был средний, но хватало.
Александра: Про бульвар я еще планирую поговорить с тем, кто там стоял. А раскруткой ты занимался? Мне кажется, у тебя благодаря блогу есть своя аудитория. Были у тебя заказы от тех, кто нашел тебя через интернет, например?
Сергей: Некоторые пытались, но больше продалось открыток, чем картин)
Александра: Ну вот, а говоришь, графика не продается. Просто она у тебя продается по-другому, есть альтернативные варианты. Не обязательно же продавать именно работу на холсте или бумаге. Открытки — прекрасная идея, одно изображение можно растиражировать на сколько угодно экземпляров, и продать 100 открыток за 10 рублей иногда может быть проще, чем 1 рисунок за 1000.
Сергей: Да, тут есть своя изюминка. У меня, правда, рисунки пока не совсем открыточные. Я не затачиваю их именно под это. Да, у меня есть определённый набор открыток. Они продаются на сайте http://artsunduk.com/novinki/93-balaklava.html, но не сказал бы, что быстро.
Александра: Следовательно, вторая рекомендация: отыскать в сети хорошие магазины, которые занимаются изготовлением и продажей подобной продукции и заинтересованы в сотрудничестве с авторами. Я еще видела кружки, футболки, зонтики с картинами.
Сергей: Да, кружки. Я как-то заказал 80 кружек с моей графикой на Новый год, 2008 или 2009, уже не помню. Все раздарил друзьям и коллегам).
Александра: А что ты думаешь на тему стоков? Помню, ты как-то писал об эксперименте работы в качестве стокового художника, чем этот эксперимент закончился?
Сергей: Купили пару раз картинку, но эту тему я не развивал) Стоки — это хорошая возможность. Мне кажется, что тут нужно больше рисовать на компьютере, а для меня рисование на бумаге спасает от компьютера. Я работаю за компьютером, если я еще буду и рисовать на нём, то я не выдержу такой нагрузки.
Александра: По стокам тогда тоже поищу того, у кого идет. Спасибо тебе за разговор! Давай подведем итог: можешь что-нибудь посоветовать тем, кто хотел бы заниматься творчеством не только для души, но и зарабатывать этим на жизнь?
Сергей: Я вообще с некоторого времени не даю советов. Рисуйте каждый день. Этот совет универсален)
P. S. Это был мой первый опыт в интервью. Мнения, как всегда, принимаются в комментариях) А в следующей статье я расскажу о том, как устанавливать цену на свои работы.
Профиль в Google+
Трекбек
Ваш отзыв