Великая женщина-художник эпохи Ренессанса.
Хотя в мировом искусстве не было периода, в котором вообще отсутствовали бы художники — женщины, известно о них крайне мало. Во-первых, потому что в процентном соотношении их количество действительно было невелико, по сравнению с художниками — мужчинами. Во-вторых, известность получили единицы из них. И в-третьих, до недавнего времени эта тема была не то, чтобы под запретом, но как-то не особенно интересна обществу.
Такова реальность. Мы живем в мире, которым управляют мужчины, и место в нем женщины до недавнего времени было… возле домашнего очага, скажем так. Ведь даже право голосовать на выборах женщины получили чуть больше, чем полвека назад — это в передовых индустриальных странах. Женское образование также считалось необязательным, кроме того, оно заметно отличалось от того, что получали мужчины.
В общем, добиться успеха в мужской профессии для женщины было практически невозможно. И все же, некоторым художницам это удалось, причем блестяще. О них не так много пишут. Даже в учебниках по истории изобразительного искусства практически не упоминаются женщины-художники. На страницах своего блога я хочу познакомить читателей с творчеством некоторых из них. И начну с одной из наиболее известных художниц прошлого.
Софонисба Ангиссола.
Эта итальянская художница работала во 2-й половине 16 — начале 17 вв, в период, позже названный искусствоведами Поздним Возрождением.
Софонисба Ангиссола родилась в дворянской семье. Художественное образование она получила прежде всего, благодаря отцу, желавшему, чтобы его дети могли в полной мере развить свои творческие способности. Примечательно, что 4 из ее 5 сестер также занимались живописью, однако лишь Софонисба сумела реализовать художественный талант в полной мере. Елена, Европа и Анна-Мария оставили живопись, а Лючия, самая талантливая из ее сестер, умерла в возрасте 20 лет.
Софонисба Ангиссола получила известность как мастер портрета. А наиболее частый мотив в творчестве — автопортрет. Что меня, конечно, не удивляет. Ты сам — лучшая натура, которая всегда под рукой.
Также сохранились портреты родных и близких художницы. При этом она стремилась показать своих моделей более непринужденно, в домашней обстановке и естественных позах, искала какие-то новые композиционные решения.
С этой точки зрения мне кажется интересным портрет ее учителя, Бернардино Кампи, работающего над портретом самой Софонсибы.
Помимо интересной композиции, исследователи обращают внимание на руку художника, прикасающуюся к сердцу девушки на картине. Возможно, этот жест символизирует любовь к учителю?
Также в числе учителей художницы называют Микеланджело, хотя достоверно это неизвестно. Но то, что они были лично знакомы и что мэтр очень благосклонно отзывался о работах девушки, — исторический факт.
В возрасте 26 лет, будучи уже довольно известным портретистом, Софонсиба, по рекомендации герцога Альбы, была приглашена к испанскому двору. В последующие годы она служила в качестве фрейлины, а также придворного художника, в свите жены Филиппа II Елизаветы Валуа. Женщина-художник при испанском дворе времен инквизиции — случай не просто выдающийся, а уникальный!
А вот и парадный портрет молодой королевы работы Софонсибы:
В испанский период Ангиссолой была создана целая галерея парадных портретов. Лица и руки на них прописаны очень мягко, а фактуры одежды переданы действительно мастерски.
Этот автопортрет написан вскоре после переезда в Испанию:
А эту прекрасную даму можно встретить в Эрмитаже:
В возрасте 47 лет Софонсиба Ангиссола оставила испанский двор и вернулась в Италию. Король Филлип назначил художнице щедрую пенсию, кроме того, ее второй муж имел достаточно неплохой доход. Место парадных портретов знати в творчестве художницы заняли картины на религиозные сюжеты.
В старости Софонсиба Ангиссола стала терять зрение и в конце концов была вынуждена оставить живопись. Однако, до конца жизни она поддерживала молодых художников. В числе прочих, за советом к ней обращался и молодой Ван Дейк. Во время своих визитов он писал с нее этюды. Вот один из них:
Хотя имя Софонсибы Ангиссолы не называют в числе самых громких имен эпохи Возрождения, ее успех и ее талант внесли огромный вклад в развитие искусства. Ее пример заметно поколебал общественное мнение, не воспринимавшее всерез идею, что женщина может быть художником. И во многом вдохновил других художниц.
Профиль в Google+
Ваш отзыв