Развитие правого полушария по методу brain gym.
Для начала вкратце расскажу, что же такое brain gym. Определений в сети можно найти достаточное количество. Если не углубляться в теорию, то brain gym — это система упражнений, похожая на обычную гимнастику. Однако, ее смысл заключается не в развитии каких-то физических показателей, то есть, не в увеличении мышечной массы или тренировке выносливости (хотя общий тонус организма, конечно, поднимается). Но прежде всего упражнения строятся таким образом, чтобы через движение задействовать структуры мозга, которые в обычной жизни используются достаточно мало.
Создатель метода Пол Деннисон, работая учителем, искал ответ на вопрос, каким образом можно помочь детям, имеющим трудности в обучении. Он пришел к выводу, что при современном подходе к образованию нагрузка на структуры головного мозга в целом крайне несимметрична. Из-за чего мозг не может работать достаточно эффективно.
В принципе, о том же пишут и исследователи, занимающиеся вопросом функционирования и взаимодействия правого и левого полушария головного мозга. При обучении в первую очередь задействуется логика, умение работать с последовательностями, оперировать числами, структурировать информацию. За эти действия отвечает левое полушарие.
Причем левое полушарие головного мозга также отвечает за движения правой половины тела. То есть, когда мы пишем или рисуем правой рукой, команды ей поступают от левого полушария.
Возможно, для левшей ситуация иная, хотя некоторые источники утверждают, что в этом случае функции мозга распределены зеркально, то есть у левши за логику отвечает правое полушарие, а за творчество — левое. То есть, перекос здесь точно такой же, и все, что написано с точки зрения правши, для левши тоже будет справедливо — с поправкой на зеркальность.
Итак, Пол Деннисон предположил, что задействовать мало загруженные участки мозга можно через движение. Его исследования воплотились в такой дисциплине, как образовательная кинезиология. Были разработаны специальные комплексы упражнений, которые он сразу проверял на практике. В результате показатели учеников, с которыми занимался Пол Деннисон, заметно улучшились. Ученики стали легче воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию, меньше утомлялись на уроках и им меньше времени требовалось на отдых и восстановление между занятиями.
В 1975 году в Университете Южной Калифорнии Пол получил премию за выдающиеся исследования. Он получил докторскую степень в области образования по результатам исследований в области обучения чтению, а также в области развития когнитивных способностей и навыков мышления. Методика Пола Деннисона стала широко внедряться в образовательные учреждения Америки, однако при этом она вызывала немало критических комментариев.
В настоящее время нет достаточных, с научной точки зрения, исследований, подтверждающих результативность метода. Образовательная кинезиология официально считается лженаукой.
Что совершенно не мешает большому количеству учителей, преподавателей и тренеров использовать в своей работе комплексы упражнений brain gym.
Мне в сети попадались статьи о достаточно убедительных результатах применения этой гимнастики в коррекционной педагогике в нашей стране (если будете искать конкретно по России, введите «брейн джим» в поисковике, чтобы не закопаться в англоязычных сайтах).
В общем, на мой взгляд, если метод работает, почему бы его не использовать?
Основные результаты, которые отмечаются после начала занятий по системе brain gym:
- Улучшение внимания и восприятия, способность запоминать больше информации за меньшее время;
- Повышение устойчивости к стрессу;
- Более легкая адаптация к новым условиям или требованиям;
- Улучшение эмоционального состояния, лучший контроль над эмоциями;
- Более быстрое восстановление после нагрузок или стрессовых ситуаций;
- Развитие творческих способностей.
Как видите, это может быть полезно не только детям, испытывающим трудности в обучении, но и вполне образованным взрослым. Поэтому сфера применения комплекса brain gym достаточно широка. Его используют при подготовке к экзаменам, в стрессовых ситуациях, просто, как гимнастику, повышающую общий тонус организма.
Меня же, как вы понимаете, больше заинтересовали упражнения, направленные на развитие правого полушария и, как следствие, творческих способностей.
Упражнений здесь великое множество, но на мой взгляд, можно выделить пару общих направлений.
1. Симметричные движения с правой и с левой стороны, выполняются одновременно или последовательно.
Предназначены они, думаю, больше для «включения» правого полушария.
Примеры упражнений:
«Параллельные движения».
Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена левой же ноги, а ладонью правой руки – до колена правой ноги. Одноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно то с одной стороны тела, то с другой. Сделать 8–12 таких шагов. Во время выполнения упражнения желательно смотреть на нарисованные предварительно на бумаге или на стене две вертикальные параллельные линии: || .
«Знак бесконечности» («Лежащая восьмерка», «Ленивая восьмерка»).
Прижать голову ухом к левому плечу. Левую руку вытянуть вперед. Не отрывая взгляда от кончика указательного пальца, рисовать рукой в воздухе перед собой знак бесконечности (лежащую на боку восьмерку). Начинать рисунок от центра влево вверх. Рисовать подряд 8 раз. Затем точно так же рисовать правой рукой (все движения в зеркальном отображении.
Здесь в работу включаются глазные мышцы, и предназначено упражнение не только для интеграции правого и левого полушария головного мозга, но и для расширения поля зрения. Поэтому движения глаз основные.
Дополнительный вариант этого же упражнения:
Проводится, в целом, так же – в воздухе рисуется знак бесконечности, но только не указательными, а большими пальцами. Голову держать прямо. Работают глаза, а не шея. Сжать кулак и поднять вверх большой палец. Смотреть на большой палец во время выполнения упражнений. Головой не двигать, следить за большим пальцем только взглядом. Менять руки, затем соединить их «в замок», большие пальцы вверх, рисовать «лежащую восьмерку» двумя пальцами.
«Даббл Дудл»(Симметричное рисование).
Встаньте или сядьте по центру рисовальной поверхности и одновременно двумя руками рисуйте одинаковые изображения вправо и влево (с зеркальным отражением). Вначале можно рисовать «двуручные» рисунки на доске или на больших листах бумаги на стене, потом переходите к работе за столом на меньших листах.
2. Не симметричные движения.В один и тот же момент времени с правой и с левой стороны тела совершаются разные действия.
Здесь уже требуется более глубокая интеграция и более слаженная работа 2-х полушарий головного мозга.
Примеры упражнений:
«Перекрестные движения».
Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена правой ноги (то есть противоположной), а ладонью правой руки – до колена левой ноги. Таким образом, разноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно как бы перекрестно. Сделать 8–12 таких шагов. Во время выполнения упражнения также полезно будет смотреть на нарисованные заранее на стене две перекрещенные линии в виде косого креста: Х .
Кажется просто, но попробуйте переключаться с параллельных движений на перекрестные, в момент переключения сбиться очень легко.
Предназначено упражнение для тренировки взаимодействия левой и правой частей тела. Также оно облегчают переход на новый вид деятельности и переключение с правополушарной деятельности на левополушарную и наоборот.
«Пальцевая гимнастика».
Сожмите руки в кулак, одновременно распрямите указательный палец на правой руке и большой на левой. В следующий момент времени также одновременно выпрямляете большой палец правой руки (указательный при этом возвращается в кулак) и указательный левой (большой также убираете). Если это получается достаточно просто, попробуйте ускорить темп.
Варианты: одновременное выбрасывание и чередование на разных руках указательного пальца и мизинца, или пар: указательный + мизинец и средний+ безымянный.
В более сложных упражнениях чередуются не просто части тела, совершающие одно и то же действие, а выполняются совершенно разные движения.
Пример:
Правую руку положите на голову, левую на живот. Правая рука гладит голову круговыми движениями, левая постукивает по животу. После этого поменяйте действия, правой постукивайте по голове, левой гладьте живот. Далее руки меняются.
«Несимметричное рисование».
В отличие от «симметричного рисования», в этом упражнении каждая рука рисует что-то свое. Например, правой рукой вы рисуете на доске (листе бумаги) круг, левой — квадрат. Потом наоборот. Довольно сложное упражнение, но впоследствии его можно дополнительно усложнять, выбирая другие сюжеты для изображения. На ютубе есть ролик, где человек одновременно рисует двумя руками два абсолютно разных портрета.
Что ж, думаю, на первое время упражнений вам хватит. Вообще, мне кажется, можно придумывать собственные упражнения на координацию. Для того, чтобы задействовать ранее мало включенные участки мозга, достаточно просто делать привычные вещи непривычной рукой: чистить зубы, расчесываться, попробовать писать или рисовать.
Кстати говоря, у рисования «нерабочей» рукой есть еще один хороший побочный эффект: уходит напряженное ожидание «хорошего» результата, страх, что нарисовать «красиво» не получится. И в целом отношение к собственным работам становится более спокойным.
Кроме того, можно вспомнить и другие действия, в которых участвуют обе руки. Например, игра на музыкальных инструментах. Если владеете, можно поиграть, если нет — попробуйте научиться. Вреда от этого точно не будет)
Конечно, если вы захотите заниматься регулярно, лучше использовать не отдельные упражнения, а комплекс. Можно найти множество видео-роликов с разминкой brain gym. Вот, например, один из них:
Как всегда, жду ваших комментариев. Также буду благодарна, если вы поделитесь статьей в соцсетях (кнопки ниже)
Профиль в Google+
Ваш отзыв