Что такое креативность?
Для начала я предлагаю вам решить одну простую задачку:
На рисунке 9 точек. Требуется соединить их 4 прямыми линиями, не отрывая карандаш от бумаги. Засеките время, которое потребуется для решения.
Справились?
Задача, в общем, пустяковая. Не поделитесь ощущениями от решения? Не было ли в сознании каких-нибудь ограничений, которые препятствовали тому, чтобы найти ответ? Вы, наверное, уже понимаете, при чем здесь креативность…
Определений креативности существует огромное количество. Но в науку мы углубляться не будем, тема это слишком большая для одной статьи. Остановимся на том, что креативность — это некий набор качеств, иначе определяемых как способность к творчеству. Это понятно уже по этимологии слова (англ. create — творить). А творчество в широком смысле — это способность создать или придумать что-то новое, действовать в ситуации неопределенности. А значит,
творческое мышление необходимо не только в рисунке или живописи!
Творчество проявляется там, где нет четких алгоритмов действия и готовых вариантов решения проблем. То есть, в любой жизненной ситуации.
Конечно, творческие способности подразумевают целый набор качеств. Например, это гибкость мышления, независимость, развитое воображение — все, что противоречит шаблонности и обыденности. Все люди изначально обладают этими качествами, но, как вы понимаете, любые способности — величина переменная. Это не то, что дается человеку раз и навсегда, их можно как развить, так и задушить.
Если понаблюдать за маленькими детьми, можно заметить, что их мышление значительно отличается от нашего. Они фантазируют, постоянно что-то изобретают, иногда просто ставят взрослых в тупик своими суждениями и поступками. И исследователи подтверждают, самые креативные люди — это дошкольники! А к окончанию школы их творческие способности снижаются раза в 2. Правда, стоит отметить, что это относится к российским детям, показатели американских учеников того же возраста скорее возрастают. Почему так происходит?
Можно предположить, что это связано с принятой системой образования. Большинство учебных задач, которые мы решаем в школе (и в вузе), имеют единственный правильный ответ и решаются по определенному алгоритму. Естественно, ситуации, с которыми человек сталкивается в реальности, готовых и правильных схем решения чаще всего не имеют. И поэтому, сплошь и рядом можно наблюдать, как отличники учебы остаются за бортом жизни, в то время, как двоечники преуспевают (а вы знаете такие примеры?).
Есть 2 самых больших врага креативности: это критика и боязнь ошибиться.
Что касается критики, то она должна быть прежде всего позитивной. Замечания, как правило, вызывают у человека защитную реакцию и могут вообще блокировать способности. Особенно, в самом начале творческого процесса. Поэтому, если вы художник, держитесь подальше от тех, кто своими замечаниями подрывает вашу веру в себя. Об отношении к критике предыдущая статья.
Со страхом ошибиться сложнее. Если с критикой можно поспорить, поскольку исходит она от другого человека, то страх — внутренняя проблема. И, наверное, возникновению этой проблемы тоже в немалой степени способствует школа. Если в задаче по математике допустил на каком-то этапе решения ошибку — ошибочным будет и весь результат. И получишь двойку.
Важно понять, что в творчестве нет ни ошибок, ни двоек. Поиск идет по разным направлениям. То есть, какие-то пути могут оказаться тупиковыми, но какие-то приведут к созданию чего-то интересного и необычного. Важно не то, насколько правильно или не правильно вы что-то делаете, важно, насколько это позволяет взглянуть на проблему по-новому, увидеть что-то, чего не видят другие.
Предпочтительней иметь множество идей, пусть какие-то из них будут ложными, чем постоянно ощущать себя правым при дефиците ярких мыслей.
Эдвард де Боно
А теперь о том, почему я начала с задачки. Креативность можно развить! Чаще всего, она развивается, скажем так, в полевых условиях. То есть, попав в ситуацию, требующую нестандартных решений, человек начинает искать из нее выход. Или не начинает, это зависит от характера. У кого-то работа требует постоянного творческого поиска. Но можно тренировать творческие способности и целенаправленно, с помощью специально смоделированных ситуаций. Например, как это делается на популярных сейчас тренингах креативности (однажды и я организовывала такой тренинг для своих студентов). А можно и самостоятельно находить или придумывать упражнения, пусть даже они кажутся детскими или несерьезными — тем лучше.
Если вам это интересно, то предлагаю сделать еще одно задание. Называется оно «Творческая жизнь».
Нужно сформулировать рекомендации, которые позволят вам сделать свою собственную жизнь более творческой, и записать их на листе формата А3 — А2.
Эти рекомендации должны быть осуществимы для любого, то есть, не требовать каких-то специфических и редких ресурсов или крупных денежных затрат.
А дальше? Это упражнение для самостоятельного осмысления, и распорядиться результатом нужно тоже по собственному усмотрению. Но, по желанию, вы можете отправить этот список мне на почту (stovgsb@gmail.com) или в комментарии к статье. Если так, я выложу такой список в новой теме (друзья-блогеры, разумеется, со ссылкой)). Мне интересно было бы обсудить, что нужно делать, чтобы жизнь была по-настоящему творческой. А вам?
Вы хотите научить своего ребенка рисовать, но не знаете, как? Загляните сюда: 20 Видеоуроков Рисования Для Детей Понятный пошаговый видеокурс для детей от kid-paint.ru
Профиль в Google+
Ваш отзыв