Что вы можете предложить заказчику?
Сегодня я хочу познакомить вас с одним из самых интересных (и самых известных) исторических документов. Это часть письма с просьбой о приеме на работу. Если вы изучали историю искусств, вы наверняка знаете, кто его автор. В свое время на меня этот текст произвел очень сильное впечатление.
1. У меня есть готовые чертежи мостов, очень легких и прочных, притом, что возведение их не потребует особых трудов.
2. На случай осады какого-нибудь городка, я точно знаю, как откачать воду из крепостных рвов и как соорудить бессчетное число штурмовых лестниц и прочих полезных орудий.
3. Если же из-за высоты крепостного вала и укрепленности города или по причине особо выгодного его местоположения оказалось невозможно сокрушить его метанием ядер, мне известны верные способы разрушения любой цитадели или крепости, даже если она стоит на скале.
4. У меня есть чертежи для изготовления артиллерийского орудия, очень удобного и легкого для перевозки, с помощью же оного можно закидать врага градом мелких камней.
5. На случай морского сражения, у меня есть чертежи для постройки всяческих хитроумных приспособлений, которые наилучшим образом годятся как для нападения, так и для обороны, а также судов, которые способны устоять перед огнем мощнейших орудий, ибо оные не боятся ни пороха, ни дыма.
6. Кроме того, я знаю, как пройти с войском в любое место, куда Вашему Высочеству угодно будет пройти, пробираясь пещерами и хитроумно-извилистыми подземными ходами, каковые роются таким образом, что никто не услышит ни малейшего шума, даже если для этого пришлось бы сделать подкоп под рекой.
7. Вдобавок, я умею мастерить повозки, крытые железом, безопасные, надежные и неприступные; оснащенные пушками, они вихрем врезаются в сомкнутые шеренги врага, и никакое войско, сколь хорошо бы оно ни было вооружено, не могло бы перед ними устоять. А идущая позади них пехота сможет продвигаться вперед без малейшего ущерба для себя, не встречая на своем пути никакого сопротивления.
8. А также, если в том возникнет нужда, я умею изготовлять пушки, мортиры и легкие артиллерийские орудия, вида весьма пригожего и изысканного, а к тому же – очень удобные в обращении и совершенно отличающиеся от тех, которые применяются повсеместно.
9. Там, где невозможно использовать артиллерию, я могу снабдить войска баллистами, катапультами, стремянками и прочими замечательно эффективными приспособлениями, каких нет ни у кого из наших врагов. Короче говоря, как бы ни складывались обстоятельства, я могу предоставить в Ваше распоряжение любое количество всевозможных наступательных и оборонительных орудий.
10. В мирное время я, как мне кажется, не хуже любого другого способен полностью удовлетворить любые Ваши запросы в том, что касается архитектуры и строительства зданий – как для общественных, так и для частных нужд, и в устройстве водопроводов из одного места в другое.
11. Кроме того, я умею ваять скульптуры из мрамора, бронзы и глины; мне подвластна также и живопись, в каковой труды мои способны выдержать сравнение с творениями любого другого мастера, кто бы он ни был.
12. Сверх того, я готов взяться за работу по отливке бронзовой лошади, которая долженствует увековечить блаженную память о Вашем августейшем батюшке и воспеть в потомстве нетленную славу великого рода Сфорца.
А если любая из вышеупомянутых вещей покажется кому-нибудь невыполнимой или невозможной, я предлагаю Вам испытать меня в ваших охотничьих угодьях или в любом другом месте, где будет угодно Вашему Высочеству, которому я отныне со всевозможным смирением предлагаю свои скромные услуги.
Вы, наверное, уже догадались, кто этот военный эксперт, умеющий ваять и рисовать?
Это письмо, которое Леонардо да Винчи отправил миланскому герцогу Людовико Моро Сфорца. Правителей во все времена заботила военная мощь подвластных территорий, и этим посланием гениальный живописец, по-видимому, попал в точку — на работу его приняли. Миланский период творчества Леонардо стал, пожалуй, наиболее плодотворным в его биографии, тогда были написаны его самые значительные работы, к тем же временем датируется большая часть его научных разработок.
К чему это я? Мне кажется, большинство художников слишком влюблены в свое творчество, чтобы подумать, что же нужно потенциальному покупателю или работодателю. Нет, я не призываю рисовать исключительно то, что продается. Но не лишним будет держать в голове, что покупает человек произведение искусства для чего-то (-Вот какая польза от этой картины на стене? — А от этой картины на стене очень большая польза, она дырку на обоях закрывает). Иначе придется смириться с тем, что ваше творчество не продается, и рисовать для души. Или создавать себе имя, чтобы именно ваши работы были востребованы — но это путь требует значительных усилий и необязательно увенчается успехом.
Резюме гения взято из этой книги:
Профиль в Google+
Трекбек
Ваш отзыв