Как назначить цену на картину?
Для многих художников написать картину легче, чем назначить на нее цену. Картины не обладают какой-то очевидной ценностью, как техника или одежда, например. Конечно, живописному полотну тоже можно найти какое-то утилитарное применение. Помните, в мультике “Простоквашино”: “Какая, например, польза от этой картины на стене? — А от этой картины на стене очень большая польза. Она дырку на обоях закрывает!”. Но это, конечно, шутка. А в реальности объяснить, какую ценность несет искусство, и на каких весах эту ценность взвесить, довольно непросто.
В этой статье я хочу высказать несколько своих соображений на тему того, как можно сформировать цену на картину. Но, поскольку я здесь все же больше теоретик, чем практик, я попросила прокомментировать мои мысли человека, который профессионально занимается продажей картин.
Знакомьтесь: Вадим Вохмин. Арт-дилер с более, чем 10-летним стажем, человек, имеющий большой опыт продажи картин и работавший в разных городах России:
Я буду писать, а Вадим дополнит мою статью замечаниями.
Итак: первый параметр, который можно более-менее точно оценить, это стоимость материалов. Художественные материалы нынче дороги, но экономить на них ни в коем случае нельзя. Конечно, мастер может создать шедевр и на салфетке. Но вам действительно это нужно? Где-то мне попадалось высказывание, что для художника нет большей трагедии, чем создать хорошую работу плохими материалами. И, в принципе, я с этим согласна. От качества красок во многом зависит не только качество работы, но и то, сколько эта работа проживет. Довольно обидно будет, если картина, в которую вы вложили уйму сил, времени и душевных сил, после высыхания начнет менять цвета, трескаться и осыпаться.
Вадим: согласен с вашим первым параметром, все это, можно сказать, входит в стоимость картин, только далеко не существенный.
Другое, на чем нельзя экономить, это оформление. Да, я знаю, сколько стоит багет. Но лично у меня картина без рамы вызывает примерно такие же чувства, как, например, лысый ребенок. Как-то грустно и по-сиротски смотрится. Вы же не подаяния просите, а хотите продать картину за ту цену, которой она заслуживает.
Кроме того, правильно подобранная рама дополняет картину, показывает в лучшем свете и “собирает” ее. Здесь важна и стилистика рамы, и цвет, поэтому к выбору стоит отнестись внимательно.
Если это графический лист или акварель, можно с помощью паспарту исправить ошибки в композиции и “кадрировать” работу. Не глобальные, конечно, ошибки, но чуть улучшить работу можно) В общем, небольшая военная хитрость. Как преподаватель я обязана сказать, что надо стремиться идеально компоновать с самого начала, но по факту идеально получается не сразу и не всегда.
В общем, холст — в раме, графика — в паспарту или под стеклом.
Посчитали все расходы, получили 1-ю объективную составляющую цены картины: расходные материалы (краски, холст) + стоимость оформления (рама). Если нанимаете натурщика или платите за аренду мастерской — добавляйте сюда же.
Анекдот: Художник просит лавочника купить у него картину, тот предлагает 20 монет. Художник восклицает: — Помилуйте, ведь я одного холста купил у вас на 50!
-Да, но тогда холст был чистым.
Вадим: Рама для картины, это как одежда, в каком-то случае она красит человека, а в каком-то человек ее.
Вторая составляющая цены — это стоимость вашего личного времени. Обычно пишут “Подсчитайте, сколько часов вы потратили на работу и умножьте на столько денег, сколько стоит час вашего труда”.
Вадим: интересно, во сколько среднестатистический художник оценивает час своего труда:)?? Думаю, часто художники дают неверную оценку своего часа работы.
Не знаю, можно ли точно подсчитать время, которое уходит на живопись… У меня это пока не получалось, потому что не получается завершить работу в один прием, обычно рисунку требуется некоторое время чтобы “отлежаться”. Я оставляю его на ночь или на день, потом вношу какие-то правки, что-то добавляю, иногда снова дорабатываю.Если работа длительная, добавьте время на эскизы, наброски, поиски композиции.
В общем, если вам, как и мне, трудно вычислить общее время написания картины, можно подсчитать, сколько работ вы можете завершить за какой-то отрезок времени, скажем, за месяц. Сколько денег вам нужно на жизнь за тот же месяц, вы, думаю, примерно представляете.
Вадим: да, каждому нужно на жизнь разная сумма денег, амбиции у всех и желания разные, это очень субъективный момент.
Таким образом, можно найти стоимость вашей работы.
Здесь есть небольшой нюанс. Если считать только таким образом, складывается впечатление, что чем быстрее пишешь, тем дешевле должны быть работы.
Вадим: я бы сказал еще,что смотря кто пишет, некоторые могут и за полчаса что то набросать, но у них имя и т.п. И их такая экспресс-работа все равно будет дорого продаваться и найдет быстро своего покупателя.
Но вы понимаете, что все работают с разной скоростью. И медленно — не всегда подразумевает “хорошо” (ну и наоборот, быстро — не обязательно “плохо”). Конечно, масштабное полотно, с большим количеством деталей, скрупулезной проработкой и множеством подготовительной работы должно иметь более высокую цену. Однако есть в современном мире художники, которые способны писать по картине в день (причем не только способны, но и делают это). И отнюдь не бедствуют. Такой темп работы дает достаточно большие преимущества. Если вы пишете много и быстро, вы постоянно оттачиваете мастерство и у вас всегда есть что предложить, скажем, на выставку. Тогда можно считать не сколько всего картин вы способны написать за месяц, а сколько вы готовы сделать на продажу.
Итак, можно уже определить стоимость картины исходя из затрат времени и расходов на материалы. В принципе, этим можно и ограничиться, но на самом деле это только половина цены.
Мало картину написать, нужно ее и продать, и продажа также требует времени. И это время тоже нужно включить в цену. Эту мысль я, честно говоря, подсмотрела в одной из статей Вадима, и мне это кажется вполне логичным. Продажа — такая же работа, требует навыка и усилий, и это не может не отразиться на стоимости. Конечно, заранее трудно предсказать, сколько времени потребуется на то, чтобы продать работу. Но, получив некоторый опыт, думаю, можно делать какие-то прогнозы.
И еще небольшой процент я бы назвала “цена уступки”. Сколько вы можете уступить в цене при продаже? Все любят покупать со скидкой, лучше ее предусмотреть заранее.
Вадим: я бы еще сказал что написать картину — это еще всего полдела, а не только полцены. Как говорил, по-моему, Пикассо, искусство — это не написать картину, а ее продать! Ведь просто написать — это дело техники и отточенного мастерства, ну плюс еще идея и озарение. Ну вот вас озарила идея, вы ее выложили на холсте, при хороших навыках и мастерстве это будет сделать нетрудно. Вот в итоге ваше творение. Но теперь попробуйте его продать. Вот это сделать действительно искусство, . Одну и ту же картину можно продать за разные деньги, если вы действительно искусны, то вы сможете продать ее за миллионы. Придать и создать такую ценность, что за нее готовы будут люди выложить миллионы — это поистине искусство. И если художник им не обладает, то он никогда не сможет продать дорого свои картины. Картина — это своего рода товар, и даже если он очень хороший, то еще не факт, что он вообще выйдет на рынок. Сколько замечательных разработок и идей так никогда и не увидят свет, никогда не выйдут на рынок, а так и останутся в забытьи никому не известные. Поэтому чтобы вывести на рынок картину скажем за миллион долларов, нужно провести целый этап разных моментов, которые создадут реально такую стоимость «1 миллион баксов». Что конкретно нужно делать, тут одним словом не скажешь, и скорей все будет индивидуально зависеть от возможностей, связей и т.п. На это может уйти не 1 год, но зато потом ты будешь за пару тройку дней писать свои шедевры и продавать их за миллион. Вот это действительно искусство — придать ценность на миллион тому, что стоит по номинальной стоимости (краски, холст,натурщик, аренда мастерской и т.п) совсем немного. А просто чисто технически изобразить, что-то на холсте — это не сложно. Разве сложно скажем, повторить точь-в-точь подсолнухи Ван Гога, но продать их за миллионы долларов вам вряд ли удастся:) Поэтому в конечном итоге, цена будет зависеть от той ценности, которую вы смогли создать для покупателя. Если ценность картины будет определяться из того какими красками она написана, на каком холсте и в какой мастерской с каким натурщиком, плюс то сколько вам надо было денег на хлеб и масло пока вы писали эту работу, то вряд ли сможете ее дорого продать:) Будьте искусным в создании ценности картины. Если вам это искусство по плечу, то тогда вы успешный художник, который продает свои картины за миллионы.
В общем, вторая половина от стоимости картины — затраты на продажу. И если вы не продаете работу сами — это не ваши деньги, а того, кто продает. Вы, наверное, знаете, что магазины чаще всего принимают картины на реализацию за 50% от стоимости. И если процент, за который продавец готов с вами сотрудничать, значительно ниже — это повод задуматься.
Надеюсь, эта статья поможет вам оценить свое творчество. Продавать картины нужно, хотя бы для того, чтобы заниматься живописью. Внутреннему художнику не нужны деньги. Но ему нужны краски, мастерская, новые впечатления и многое другое, что можно за деньги купить. Поэтому я желаю вам научиться придавать ценность своим работам.
Если статья была для вас полезной, поделитесь с другими, нажав одну из социальных кнопок ниже. И жду обратной связи в комментариях.
Профиль в Google+
Трекбек
Ваш отзыв