Призрак бродит по Европе…
Нет, не коммунизма. Чего-то более осязаемого и страшного.
Большинство жителей как Европы, так и России очень долго видели войны и революции только по телевизору. В результате кому-то, в особенности из молодого поколения, стало казаться, что война — это не так страшно, а революция — даже хорошо. Воздух свободы, свержение диктатуры, всеобщее ликование.
Не буду НИЧЕГО об этом говорить. Лучше покажу призраки социальных потрясений, запечатленные современником и очевидцем самых страшных событий ХХ века.
Знакомьтесь, кто не знает. Кете Кольвиц. Женщина, входящая в число наиболее заметных художников прошлого столетия.
Кете родилась 8 июля 1867 года в Кенигсберге. Художественное образование получила в Берлине и в Мюнхене.
Цикл литографий и офортов «Восстание ткачей»Кете Кольвиц , созданный в конце 1890-х годов, считается первой значительной работой художницы.
Сочувствие художницы к трудягам невозможно не заметить. Но Кете нисколько не идеализирует происходящее, бунт в ее работах лишен романтического флера и веры в победу всего хорошего над всем плохим. Это крайняя степень отчаяния. Чувствуется безысходность и обреченность.
К этому же времени относится цикл «Крестьянская война».
«Свобода на баррикадах» Делакруа выглядит несколько иначе, верно? Хотя сюжет тот же…
Но это осмысление прошлого. А вот уже современность:
Напомню, первая мировая война закончилась 11 ноября 1918 года поражением Германии и её союзников. Германия была сильно истощена войной. Далее — гиперинфляция, экономический кризис.
В России в это время было ничуть не легче. В 1921 году В. И. Ленин в международной коммунистической прессе обратился к мировому пролетариату с просьбой поддержать голодающую Россию.
Это к вопросу о последствиях революций…
В первые месяцы Первой Мировой погиб сын художницы Петер. Это памятник павшим на войне, созданный матерью:
В 1919 году Кольвиц избрали действительным членом Прусской академии художеств, в 1928 году она стала руководителем художественной мастерской графики в этой академии. А в 1933 году после прихода к власти национал-социалистов была вынуждена оставить мастерскую. Действовал негласный запрет на участие ее работ в выставках, была развернута травля художницы в прессе, часть графики была уничтожена.
В 1940 году умер ее муж Карл Кольвиц, тогда же погиб на фронте внук.
На одной из последних графических работ Кольвиц изображена мать, защищающая своих детей. Для подписи к рисунку художница взяла цитату из «Поучения» Гете: «Семена для посева не должны быть перемолоты».
«Я беру на себя ответственность за любую из моих работ», — написала художница за год до смерти.
Кете Кольвиц совсем немного не дожила до победы над фашизмом. Она умерла 22 апреля 1945 года.
И еще, кое-что личное. Когда в институте на истории искусств рассказывали про творчество Кольвиц, честно скажу, ее работы не произвели особого впечатления. Мрачные и трагичные, они не вписывались в ту мою реальность, в которой войны и революции были где-то далеко. Сейчас я смотрю на ее графику совсем другими глазами … «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен», помните?
Нельзя думать, что война — это что-то нестрашное, а революция — что-то хорошее. Это ВСЕГДА — боль, страх и смерть, и прежде всего они приходят к тем, кто не хотел ни войн, ни революций.
Семена для посева не должны быть перемолоты.
Профиль в Google+
Трекбек
Ваш отзыв