Взаимно-дополнительные цвета в живописи.
Термин «взаимно-дополнительные цвета» используется в искусствоведении очень часто. Однако, не всегда ясно, какие именно пары цветов можно считать взаимно-дополнительными.
Взаимно-дополнительные цвета часто путают с контрастными, поскольку и те, и другие находятся на противоположных концах диаметра цветового круга. Однако, разница есть.
Дело в том, что для нахождения контрастных сочетаний обычно используется цветовой круг Иттена:
Это 12-ступенчатый круг. В его основе лежат 3 основных цвета: красный, желтый и синий. Остальные цвета получаются при смешении 3-х основных.
- Круг Иттена описывает физическое смешение цветов — например, при смешивании красок на палитре.
Однако, понятно, что эта модель несколько условна. Спектр непрерывен:
И при смешивании световых лучей основными цветами будут красный, синий и зеленый.
- То, что происходит при оптическом смешивании световых лучей, лучше показывает не 12, а 10-ступенчатый цветовой круг. В нем к 7 цветам спектра будут добавлены желто-зеленый, зелено-голубой и пурпурный.
Чтобы найти взаимно-дополнительные пары цвета (другое название — комплиментарные цвета), необходимо провести диаметр через 10-ступенчатый цветовой круг (или через круг, показывающий спектр непрерывно, как на рисунке выше).
Известно, что при смешении этих противоположных цветов, образуется ахроматический цвет. В теории это белый, на практике — светло-серый.
Можно также найти взаимно-дополнительные цвета в лабораторных условиях — известно, что длины волн в каждой такой паре относятся друг к другу как 1:1,25.
По этому же принципу находятся взаимно-дополнительные пары в компьютерных программах.
И эти цветовые сочетания воспринимаются как очень гармоничные и приятные для глаза.
Это явление было открыто в XIX в. Германом Гельмгольцем, хотя художники использовали взаимно-дополнительные пары задолго до этого, находя гармонию интуитивно.
Давайте посмотрим, как эти сочетания работают на практике, на примере нескольких полотен любимых мной импрессионистов:
Огюст Ренуар. Лето.
Здесь использованы сразу 2 взаимно-дополнительные пары. Хочу обратить ваше внимание вот на что: несмотря на то, что использованы не чистые цвета, а более приглушенные, разбеленные (что вообще очень характерно для импрессионистов), картина не выглядит блеклой.
Это происходит оттого, что взаимно-дополнительные цвета усиливают друг друга. Почему это происходит, я писала в курсе «Цветоведение«, сейчас же подробно останавливаться на этом моменте не буду.
Следующий пример «Сидящая танцовщица» Эдгара Дега:
Здесь цвет уже более активен, яркие цветовые акценты уравновешиваются высветленными и затененными тонами из той же гаммы.
Клод Моне. Голубой дом в Заандаме.
Также использованы 2 комплиментарные пары, причем в каждой из них один цвет взят в полную силу, а другой высветлен или затенен. Это позволяет избежать черезчур резкого контраста.
Камиль Писсарро. Пять часов утра.
Картина строится на сочетании всего 2-х взаимно-дополнительных цветов и их разбеленных вариаций. Отсюда ощущение раннего утра — когда все цвета несколько сближены и ярко освещены. Если взять ту же гамму, но из затененного ряда — будет ощущение сумерек.
Как видите, живопись не требует огромного набора красок. Для построения гармоничного цветового ряда иногда достаточно всего 2-х цветов.
А вы можете привести примеры использования взаимно-дополнительных цветов в живописи?
Профиль в Google+
Трекбек
Ваш отзыв