Свет и тень в портрете.
Возможно, переход от гипсовых примитивов сразу к портрету покажется вам неожиданным. Но разговор пойдет не столько о рисовании портрета, сколько о восприятии художника. Мне хотелось бы завершить разговор о светотени. Может быть, правильнее было бы назвать сегодняшний урок «Объем сложных тел», но я не знаю, что может быть сложнее человека. Поэтому, портрет.
Итак, чем отличается взгляд художника от взгляда обычного человека? Что видите вы, когда смотрите на кого-нибудь?
Во время обучения рисунку тренируется умение смотреть на вещи очень специфическим образом — когда вы видите не детали — прическа, брови, родинки, а, прежде всего, форму и объем. То есть, детали, конечно, важны, но это последнее, на что обращает внимание художник.
А как передать объем? Конечно, через распределение светотени. Я уже говорила, о том, что чем больше переходов между светом и тенью, то есть полутонов, использует художник, тем реалистичнее будет рисунок. Давайте, я покажу это более наглядно, на примере одной фотографии.
- Начнем с того, что художник вообще может не использовать светотень. Как Матисс в портрете на иллюстрации выше. В данном случае задача художника не создать реалистичный рисунок, а показать красоту линии. Понятно, что объем в линейном рисунке может только угадываться.
- Следующий шаг — можно использовать только свет и тень, без полутонов.
Здесь возможности художника намного шире. Изображение становится очень выразительным за счет появления контраста. Вы наверняка видели такие рисунки — этот прием широко используется в полиграфии — иллюстрации, плакатах, рекламе. И объем, конечно, читается лучше, чем в предыдущем варианте.
- Далее — посмотрите, насколько реалистичней становится картинка при появлении всего одного полутона:
- Несложно заметить, что чем больше полутонов используется, тем объемнее кажется изображение:
Продолжать можно до бесконечности…
На мой взгляд, половина умения рисовать заключается в умении видеть эти градации полутонов — независимо от того, что именно вы рисуете, портрет или натюрморт. На этом мне хотелось бы закончить тему передачи объема в рисунке. Другие материалы можно найти, заглянув в содержание.
Профиль в Google+
Трекбек
Ваш отзыв